РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДН ЯЯ ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Ш КОЛА» КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РД ПРИНЯТО на заседании педагогического совета, протокол № 1 от «30»августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ "Первомайская СОШ " ____________ А.М.Магомедов « 30 » августа 2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службеМКОУ «Первомайская СОШ» 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о социально-психологической службе МКОУ «Первомайская СОШ» (далее Положение) разработано в соответствии с международными актами в области защиты прав детей и молодежи, в том числе Конвенцией ООН о правах ребенкаот 5 декабря 1989 г., Конституцией РФ, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Семейным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г.), Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», принятым 2 июля 1992 г N 3185–1 (с изменениями от 21.07.1998 г., 25.07.2002 г., 10.01.2003 г.), Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 3 июля 1998 года, Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), положениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, другими указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, в том числе Типовыми положениями об образовательных учреждениях различного типа, принятых постановлениями Правительства РФ, в том числе Приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». Важнейшим элементом нормативноправового обеспечения деятельности социально-психологической службы являются Федеральные государственные образовательные стандарты, регламентирующие процессы образования на различных ступенях системы образования, ориентация на реализацию которых является основой организации конкретной деятельности социальнопсихологической службы на различных уровнях и ступенях системы образования. Особую роль в нормативно-правовом обеспечении деятельности специалистов играют профессиональные стандарты. Деятельность службы так же регламентируется Уставом школы. 1.1. Социально-психологическая служба осуществляет свою деятельность в школе в соответствии с настоящим Положением. 1.2. Социально-психологическая служба является структурным подразделением 1 МКОУ «Первомайская СОШ» и нацелена на: -оказание содействия в решении проблем учащимся из социально не защищенных семей, учащимся с ограниченными возможностями здоровья, учащимся в отношении которых установлена опека или попечительство, дезадаптированным детям и детям с девиантным поведением; -организационно-воспитательное, профилактическое и коррекционное воздействие на учащихся, состоящих на внутришкольном учете и в КДН. 1.3. Деятельность службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся в школе. 2. Цели и задачи социально-психологической службы 2.1. Цель социально-психологической службы школы направлена на создание гуманной воспитательной среды в школе, сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психологического и социального развития. 2.2. Задачи социально-психологической службы: -обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального становления; -осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних и особенно тех детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации; -изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявлении ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность учебного заведения; -содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами воспитательного процесса; -развитие индивидуальных интересов и потребностей детей, способствующих их нравственному становлению, как социально-значимой личности; -проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей; -психологическое сопровождение социального и личностного развития учащихся в процессе учебной деятельности. 1. Направления работы Работа социально-психологической службы осуществляется по следующим направлениям: Психодиагностическое: - выявление общих и частных социально-психологических проблем, имеющих место в классах, в школе (наблюдение, анкетирование, собеседование); -изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучающихся, групп обучающихся; - изучение особенностей, интересов, потребностей, материального положения, семейных взаимоотношений. Психокоррекционное: - работа с неблагополучными обучающимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды; - работа по социальной помощи и защите различных категорий детей (инвалидов, сирот, детей из многодетных семей, детей из неблагополучных семей, детей из малообеспеченных семей); - оказание психологической помощи и поддержки ученикам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем. Информационно-просветительское: - руководство профилактической деятельностью; - методическая учеба (семинары, консультации, вебинары, тренинги, методические объединения); - координация деятельности и контроля в профилактических целях; 2 - организация правовой информированности детей, родителей, педагогов; - повышение психологической компетентности педагогов, учащихся и их родителей. Профориентационное: - активизация процесса формирования психологической и социальной готовности учащихся к профессиональному и социальному самоопределению. Психопрофилактическое: - разработка и реализация программ по профилактике правонарушений, употребления ПАВ, суицидального поведения; - пропаганда здорового образа жизни (участие в районных мероприятиях, организация школьных дел, пропагандирующих здоровый образ жизни); - профилактика и коррегирование негативной воспитательной среды (работа с неблагополучными семьями); - работа по сохранению положительного семейного воспитания; - использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций для решения школьных проблем; - принятие мер к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми. 2. Функции социально-психологической службы 3.1.Аналитическая – предполагает анализ сложившегося социальнопсихологического климата учебного заведения и определения критериев, способствующих формированию комфортных условий развития и саморазвития личности, а также анализ проблем и потребностей обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей при планировании учебно-воспитательного процесса и социально-педагогической деятельности. 3.2. Исследовательская – направлена на изучение реальной деятельности личности, микрогрупп, учебных групп, коллектива учебного заведения в целом. Она также включает оценку влияния условий социума на отдельную личность, проведение диагностики свойств личности, изучение нравственно-психологического климата учебного заведения. 3.3. Прогностическая – основывается на составлении прогнозов развития негативных и позитивных сторон личности, группы, микросоциальной среды по результатам анализа, запросов педагогов, родителей и детей. 3.4. Консультативная – включает консультирование участников учебной деятельности по проблемам, возникающим в процессе социального становления и развития личности. 3.5. Коррекционно-развивающая – осуществляется на материале ранее проведенных наблюдений и диагностических исследованиях. 3.6. Защитно-опекунская – направлена на оказание помощи учащимся, охрану их психофизического, нравственного здоровья и поддержку подростков, нуждающихся в опеке и попечительстве, в защите прав и интересов детей в различных инстанциях: педсовет, совет профилактики, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, суд, прокуратура и т.д. 3.7. Профилактическая – основывается на взаимодействии педагогических работников с целью выработки единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами употребления ПАВ, профилактики суицидального и асоциального поведения. 4. Структура социально-психологической службы 4.1.Непосредственное руководство осуществляет директор школы. 4.2.В состав службы входят: -заместитель директора по воспитательной работе; -педагог-психолог; -социальный педагог; 3 -классные руководители (участвуют по необходимости); -учителя-предметники (участвуют по необходимости); -инспектор КДН (участвует по необходимости). 5. Права, обязанности и ответственность сотрудников социально-психологической службы 5.1. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог и социальный педа- гог обязаны: -руководствоваться нормативными документами; -рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния социальной и психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции специалистов другого профиля; -знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской, подростковой педагогической психологии. Применять современные научнопрактические обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию; -препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой; -в решении всех вопросов исходить из интересов учащихся, задач его полноценного психического развития; -выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны соответствующих специалистов. Педагог-психолог обязан выполнять распоряжения администрации, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств; -оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу школы в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития учащихся, индивидуального подхода к каждому учащемуся. Оказывать необходимую и возможную помощь детям при решении их индивидуальных проблем. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству, педагогов или третьих лиц; -хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб ученику или его окружению; -работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы; -вести запись и регистрацию всех видов работ. С соблюдением сроков и форм отчитываться о результатах своей деятельности за определенный период; -принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.; -посещать уроки и внеклассные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся; -знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией; -проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами); -выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях; -вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.; 4 -обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику; -участвовать в курировании социально- психологической практики студентов колледжей, вузов и т.д.; -определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями. 5.2. Педагог-психолог и социальный педагог имеет право: -самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период. 5.3. Ответственность работников социально-психологической службы: -педагог-психолог и социальный педагог несут персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов, обоснованность данных рекомендаций; -педагог-психолог и социальный педагог несут установленную законом ответственность за конфиденциальность исследований, сохранность протоколов обследований, документации исследований, оформление их в установленном порядке. 6. Содержание деятельности социально-психологической службы 6.1.Создание банка информации, социально-психологических методик. 6.2.Осуществление социально-педагогическо-психологического консультирования, просвещения учащихся, родителей, педагогов. 6.3. Координация взаимодействия педагога-психолога, социального педагога с педагогами, классными руководителями, учащимися, родителями. 6.4. Разработка методических рекомендаций. 6.5. Диагностика уровня психологического развития детей и подростков. 6.6.Изучение отклонений в развитии личности ребенка. 6.7. Комплексная социально-педагогическая и психологическая диагностика сложности адаптации учащихся и отклонений в их развитии и поведении. 6.8. Индивидуальное целевое консультирование детей, педагогов, родителей. 6.9.Разрешение конфликтных ситуаций. 6.10. Разработка и осуществление мер индивидуальной социально-педагогической и психологической коррекции. 6.11. Консультации по социальным вопросам. 6.12. Работа с детьми, родителями, требующими повышенного внимания педагогов. 6.13.Социальное партнерство со специализированными и заинтересованными учреждениями, общественностью. 7. Заключительные положения 7.1.Положение вступает в силу с момента утверждения его директором школы и действует до принятия нового Положения. 5