Положение о социально - психологической службе школы 2023-2024 у.г.

РЕСПУБЛИКА
ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДН ЯЯ ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Ш КОЛА»
КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РД
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета,
протокол № 1 от «30»августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ "Первомайская СОШ "
____________ А.М.Магомедов
« 30 » августа 2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-психологической службеМКОУ «Первомайская СОШ»
1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение о социально-психологической службе МКОУ
«Первомайская СОШ» (далее Положение) разработано в соответствии с международными
актами в области защиты прав детей и молодежи, в том числе Конвенцией ООН о
правах ребенкаот 5 декабря 1989 г., Конституцией РФ, Конвенцией о борьбе с
дискриминацией в области образования, Семейным кодексом Российской Федерации от
29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2
января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г.),
Законом Российской Федерации
«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», принятым 2
июля 1992 г N 3185–1 (с изменениями от 21.07.1998 г., 25.07.2002 г., 10.01.2003 г.), Федеральным
законом
«Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 3 июля 1998 года, Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10
апреля 2000 г. N 51-ФЗ, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации"
№
273-ФЗ
от
29.12.2012
(с
изм.
и
доп.,
вступ.
в
силу
с 24.07.2015), положениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012
– 2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г.
№ 761, другими указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, в том числе Типовыми положениями об образовательных учреждениях различного типа, принятых постановлениями Правительства РФ, в том числе Приказ Минобразования России от 22 октября
1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации». Важнейшим элементом нормативноправового обеспечения деятельности социально-психологической службы являются Федеральные государственные образовательные стандарты, регламентирующие процессы
образования на различных ступенях системы образования, ориентация на реализацию которых является основой организации конкретной деятельности социальнопсихологической службы на различных уровнях и ступенях системы образования. Особую
роль в нормативно-правовом обеспечении деятельности специалистов играют профессиональные стандарты. Деятельность службы так же регламентируется Уставом школы.
1.1. Социально-психологическая служба осуществляет свою деятельность в школе
в соответствии с настоящим Положением.
1.2. Социально-психологическая служба является структурным подразделением
1

МКОУ «Первомайская СОШ» и нацелена на:
-оказание содействия в решении проблем учащимся из социально не защищенных
семей, учащимся с ограниченными возможностями здоровья, учащимся в отношении которых установлена опека или попечительство, дезадаптированным детям и детям с девиантным поведением;
-организационно-воспитательное, профилактическое и коррекционное воздействие
на учащихся, состоящих на внутришкольном учете и в КДН.
1.3. Деятельность службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся в школе.
2. Цели и задачи социально-психологической службы
2.1. Цель социально-психологической службы школы направлена на создание гуманной воспитательной среды в школе, сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психологического и социального развития.
2.2. Задачи социально-психологической службы:
-обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального становления;
-осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних
и особенно тех детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
-изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявлении ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность учебного заведения;
-содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами
воспитательного процесса;
-развитие индивидуальных интересов и потребностей детей, способствующих их
нравственному становлению, как социально-значимой личности;
-проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
-психологическое сопровождение социального и личностного развития учащихся в
процессе учебной деятельности.

1. Направления работы
Работа социально-психологической службы осуществляется по следующим
направлениям:
 Психодиагностическое:
- выявление общих и частных социально-психологических проблем, имеющих место в
классах, в школе (наблюдение, анкетирование, собеседование);
-изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучающихся, групп обучающихся;
- изучение особенностей, интересов, потребностей, материального положения, семейных
взаимоотношений.
 Психокоррекционное:
- работа с неблагополучными обучающимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды;
- работа по социальной помощи и защите различных категорий детей (инвалидов, сирот,
детей из многодетных семей, детей из неблагополучных семей, детей из малообеспеченных семей);
- оказание психологической помощи и поддержки ученикам, преподавателям, родителям
в решении личностных, профессиональных и других проблем.
 Информационно-просветительское:
- руководство профилактической деятельностью;
- методическая учеба (семинары, консультации, вебинары, тренинги, методические объединения);
- координация деятельности и контроля в профилактических целях;
2

- организация правовой информированности детей, родителей, педагогов;
- повышение психологической компетентности педагогов, учащихся и их родителей.
 Профориентационное:
- активизация процесса формирования психологической и социальной готовности учащихся к профессиональному и социальному самоопределению.
 Психопрофилактическое:
- разработка и реализация программ по профилактике правонарушений, употребления
ПАВ, суицидального поведения;
- пропаганда здорового образа жизни (участие в районных мероприятиях, организация
школьных дел, пропагандирующих здоровый образ жизни);
- профилактика и коррегирование негативной воспитательной среды (работа с неблагополучными семьями);
- работа по сохранению положительного семейного воспитания;
- использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций для решения школьных
проблем;
- принятие мер к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко
обращающимися с детьми.
2. Функции социально-психологической службы
3.1.Аналитическая – предполагает анализ сложившегося социальнопсихологического климата учебного заведения и определения критериев, способствующих формированию комфортных условий развития и саморазвития личности, а также анализ проблем и потребностей обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей при планировании учебно-воспитательного процесса и социально-педагогической деятельности.
3.2. Исследовательская – направлена на изучение реальной деятельности личности, микрогрупп, учебных групп, коллектива учебного заведения в целом. Она также
включает оценку влияния условий социума на отдельную личность, проведение диагностики свойств личности, изучение нравственно-психологического климата учебного заведения.
3.3. Прогностическая – основывается на составлении прогнозов развития негативных и позитивных сторон личности, группы, микросоциальной среды по результатам анализа, запросов педагогов, родителей и детей.
3.4. Консультативная – включает консультирование участников учебной деятельности по проблемам, возникающим в процессе социального становления и развития личности.
3.5. Коррекционно-развивающая – осуществляется на материале ранее проведенных наблюдений и диагностических исследованиях.
3.6. Защитно-опекунская – направлена на оказание помощи учащимся, охрану их
психофизического, нравственного здоровья и поддержку подростков, нуждающихся в
опеке и попечительстве, в защите прав и интересов детей в различных инстанциях: педсовет, совет профилактики, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, суд,
прокуратура и т.д.
3.7. Профилактическая – основывается на взаимодействии педагогических работников с целью выработки единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами употребления ПАВ, профилактики суицидального и асоциального поведения.
4. Структура социально-психологической службы
4.1.Непосредственное руководство осуществляет директор школы.
4.2.В состав службы входят:
-заместитель директора по воспитательной работе;
-педагог-психолог;
-социальный педагог;
3

-классные руководители (участвуют по необходимости);
-учителя-предметники (участвуют по необходимости);
-инспектор КДН (участвует по необходимости).
5. Права, обязанности и ответственность сотрудников

социально-психологической службы
5.1. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог и социальный педа-

гог обязаны:
-руководствоваться нормативными документами;
-рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния социальной и психологической науки и практики, а также
находящихся в компетенции специалистов другого профиля;
-знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской,
подростковой педагогической психологии. Применять современные научнопрактические обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
-препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
-в решении всех вопросов исходить из интересов учащихся, задач его полноценного психического развития;
-выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны
соответствующих специалистов. Педагог-психолог обязан выполнять распоряжения администрации, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической
наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих
профессиональных возможностей и средств;
-оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу
школы в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития учащихся, индивидуального подхода к каждому учащемуся. Оказывать необходимую
и возможную помощь детям при решении их индивидуальных проблем. В решении всех
вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не
навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность
нанесения вреда здоровью, чести, достоинству, педагогов или третьих лиц;
-хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может
нанести ущерб ученику или его окружению;
-работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом
школы;
-вести запись и регистрацию всех видов работ. С соблюдением сроков и форм отчитываться о результатах своей деятельности за определенный период;
-принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.;
-посещать уроки и внеклассные мероприятия с целью проведения наблюдений за
поведением и деятельностью учащихся;
-знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
-проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические
исследования (в соответствии с запросами);
-выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
-вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
4

-обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
-участвовать в курировании социально- психологической практики студентов колледжей, вузов и т.д.;
-определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.
5.2. Педагог-психолог и социальный педагог имеет право:
-самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период.
5.3. Ответственность работников социально-психологической службы:
-педагог-психолог и социальный педагог несут персональную ответственность за
правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов, обоснованность данных рекомендаций;
-педагог-психолог и социальный педагог несут установленную законом ответственность за конфиденциальность исследований, сохранность протоколов обследований,
документации исследований, оформление их в установленном порядке.
6. Содержание деятельности социально-психологической службы

6.1.Создание банка информации, социально-психологических методик.
6.2.Осуществление социально-педагогическо-психологического консультирования,
просвещения учащихся, родителей, педагогов.
6.3. Координация взаимодействия педагога-психолога, социального педагога с педагогами, классными руководителями, учащимися, родителями.
6.4. Разработка методических рекомендаций.
6.5. Диагностика уровня психологического развития детей и подростков.
6.6.Изучение отклонений в развитии личности ребенка.
6.7. Комплексная социально-педагогическая и психологическая диагностика сложности адаптации учащихся и отклонений в их развитии и поведении.
6.8. Индивидуальное целевое консультирование детей, педагогов, родителей.
6.9.Разрешение конфликтных ситуаций.
6.10. Разработка и осуществление мер индивидуальной социально-педагогической
и психологической коррекции.
6.11. Консультации по социальным вопросам.
6.12. Работа с детьми, родителями, требующими повышенного внимания педагогов.
6.13.Социальное партнерство со специализированными и заинтересованными
учреждениями, общественностью.
7. Заключительные положения
7.1.Положение вступает в силу с момента утверждения его директором школы и
действует до принятия нового Положения.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89288350327

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».