Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2017-2018 уч. год. (4 класс)
01.01.2017
МКОУ «Первомайская СОШ»
«Рассмотрено» На заседании ШМО рук. Магомедова И.Н.________ Протокол № ______ от «____»___________2017г.
| «Согласовано» Зам. директора школы по УВР ____________Байсунгурова.Н.В. от«____»____________2017 г.
| «Утверждено» Директор МКОУ «Первомайская СОШ» _____________Магомедов А. М. от «___»________________2017г.
|
Рабочая программа по внеурочной деятельности
на 2017-2018 учебный год. Составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
УМК «Школа России»
Класс– 4 Учитель: Омарова Зарема А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленной на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, которой предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
Цель:расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В системе предметов общеобразовательной школы курс внеурочной деятельности реализует познавательную и социокультурную цели:
· познавательная цель связана с представлением научной картины мира, формированием осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом; формированием логического и абстрактного мышления учеников;
· социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся б) развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 2-4 классы, 3 года обучения в объеме 102 часов: 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.
Личностные результаты: - Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
|
Учебно- тематический план
| Тема | Все го | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
ауд | вне вуд. | |||||
| КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА |
7 ч |
|
|
| |
1. | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | 1 | 1 |
|
Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья
| |
2. | Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. | 1 | 1 |
| ||
3 | Опора тела и движение | 1 |
| 1 | ||
4 | Наше питание | 1 | 1 |
| ||
5. | О дыхании и вреде курения. | 1 | 1 |
| ||
6. | Органы чувств человека. | 1 | 1 |
| ||
7. | Диспут «Тело человека и охрана здоровья» | 1 | 1 |
| ||
| РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | 8 ч |
|
|
| |
8. | Проект. Растения и животные на службе у человека. | 1 |
| 1 |
Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы.
| |
9. | Изобретение рычага и колеса и их применение | 1 | 1 |
| ||
10. | Свойства воды и воздуха и их использование человеком. | 1 | 1 |
| ||
11
| Как человек использует горные породы и минералы | 1 | 1 |
| ||
12 | Как обрабатывают металлы. | 1 | 1 |
| ||
13 | Невидимая сила | 1 | 1 |
| ||
14 | Человек проникает в тайны природы | 1 |
| 1 | ||
15 | Экологический проект «Земля – планета жизни» | 1 | 1 |
| ||
| ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР |
3 ч |
|
|
| |
16 | Как стать личностью? | 1 | 1 |
| Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека | |
17 |
Эмоции и чувства |
1 |
|
1 | ||
18 |
Как настроение? |
1 |
|
| ||
| ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ | 3 ч |
|
|
| |
|
|
1 |
1 |
| Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций | |
|
| |||||
19 | Почему возникают конфликты? | |||||
20 | Совесть. | 1 | 1 |
| ||
21 | Путешествие по правам человека. | 1 |
| 1 | ||
| ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | 4 ч
|
|
|
| |
22 | Добро и зло в Первобытном мире | 1 | 1 |
| Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. | |
23 | Мир средневековых цивилизаций | 1 | 1 |
| ||
24 | Технические достижения эпохи Нового времени | 1 | 1 |
| ||
25 | 21 век |
|
|
| ||
| ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО |
4 ч |
|
|
| |
26 | « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» | 1 |
| 1 | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. | |
27 | Мы не похожи, ну и что же? | 1 | 1 |
| ||
28 | Пути духовных исканий. | 1 |
| 1 | ||
29 | Выставка работ «Дети разных народов» | 1 | 1 |
|
| |
| ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО |
5 ч |
|
|
| |
30 | Что такое деньги. | 1 | 1 |
|
| |
31
|
Почему разные страны помогают друг другу? |
1 |
1 |
| ||
32 | Сказки разных народов | 1 |
| 1 | ||
33 | Глобальные проблемы | 1 | 1 |
| ||
34 | Проект «Моё человечество» | 1 | 1 |
|
| |
| ИТОГО: | 34 |
|
|
|
Материально-техническая база
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
(для учителя) | ||
1 | Вахромеева М.Г. Растения Красной книги. Береги природу! | 1 |
2 | Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. | 1 |
3 | Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. | 1 |
4 | Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. | 1 |
5 | Л.Экономов. Мир наших чувств | 1 |
6 | Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. | 1 |
7 | А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека |
|
(для учеников) | ||
1 | Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения | 1 |
2 | Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений | 1 |
3 | Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева | 1 |
4 | Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия | 1 |
5 | Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей | 1 |
6 | Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы | 1 |
7 | Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся | 1 |
8 | Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе | 1 |
9 | Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов | 1 |
10 | Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края. | 1 |
11 | Тайны живой природы. Рик Моррис | 1 |
Наглядные пособия | ||
1 | натуральные живые пособия :растения, животные. |
|
2 | коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; | 2 |
3 | гербарии; коллекции насекомых; | 3 |
4 | изобразительные наглядные пособия – таблицы | 5 |
5 | предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества |
|
Технические средства обучения. | ||
1 | компьютер, | 1 |
2 | медиапроектор | 1 |
3 | экран | 1 |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Диск. «Звуки живой природы» | 1 |
2 | Фильм «Многообразие животного мира» | 1 |
3 | Фильм «Природа в разное время года» | 1 |
4 | Фильм «Бережем природу» | 1 |
5 | Презентация «Человек как часть природы» | 1 |
6 | Презентация «Что такое снег» | 1 |
7 | Презентация «Мой город в разное время года» | 1 |
8 | Презентация «Виды транспорта на улице моего города» | 1 |
9 | Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений» | 1 |
10 | Презентация «Звери и растения нашего края». | 1 |
11 | Презентация «Красная книга» | 1 |
Информационно-коммуникативные средства
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
school-collection.edu.ru
festival.nic-snail.ru›index.php…
sledu.ru›docs/57000/index-21476.html…
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.09.2018
Дата обновления: 04.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017