Программа кружка художественной самодеятельности.

01.01.2017

Утверждаю:

Директор школы

_________Магомедов А. М.

Приказ №_______

от «____»___________2017 г.

Программа кружка художественной самодеятельности

Срок реализации 1 год. (1 ч. в неделю, в год – 34 ч.)

Руководителькружка: Гулаева Зумрият Абабакаровна

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.

Программа кружка художественной самодеятельности «Мастера искусств» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление школьного дополнительного образования.

Реализация программы с помощью выразительных средств, таких как мимика, жест, пластика, походка, пение, чтение наизусть и др. не только знакомит с содержанием определённых литературных и музыкальных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического и др.) в жизни школьников. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона, повышению культуры поведения.

Особенности художественной самодеятельности – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании школьников, так и в организации их досуга. Концерты художественно самодеятельности – сочетание многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в коллективе совмещают занятия танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Данная программа учитывает эти особенности и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Художественная самодеятельность своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь школьнику раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слушать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагог взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Актуальность.

В основе программы лежит идея использования потенциала художественно-эстетической педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизнаобразовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре и эстраде, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Структура программы.

В программе выделено два типа задач.

Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами художественной самодеятельности.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в выступлениях.

Цельюпрограммы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи,решаемые в рамках данной программы:

· Знакомство детей с различными видами сценического искусства.

· Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

· Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

· Развитие речевой культуры.

· Развитие эстетического вкуса.

· Воспитание творческой активности школьника, ценящего в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на учащихся 1 – 10 классов, на 1 год обучения.

На реализацию данной программы отводится 34 часа (1 час в неделю).

Большая часть содержания планирования направлена на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ концертов, подготовка костюмов и т.д. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотров электронных презентаций и видеофильмов, заучивание текстов. Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха.Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивного отношения к жизни и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики.Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.

Принцип демократии.Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности.Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности.В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеофильмы, аудиодиски и т.д.

Принцип систематичности и последовательности.Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Особенности реализации программы.

Программа включает следующие виды деятельности:

1. Вокал.

2. Культура и техника речи.

3. Ритмопластика.

4. Основы сценической культуры.

5. Работа на д концертом.

6. Показ концерта.

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии художественной самодеятельности, цикл познавательных бесед об истории различных праздников, юбилейных дат, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

Формы занятий – групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, вокала и др.

Основными формами проведения занятий являются:

· Беседы.

· Разучивание песен, стихов, танцев и т.д.

· Литературно-музыкальные композиции.

· Праздничные концерты.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театрализованные постановки – все это направлено на приобщение детей к сценическому искусству и мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята могут постичь увлекательную науку сценического искусства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажей, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся пению, выразительному чтению текста, танцам и т.д. Они привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением концерта, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о сценическом творчестве знакомят ребят в доступной форме с особенностями художественной самодеятельности; раскрывают общественно-воспитательную роль данного направления. Все это направлено на развитие зрительской культуры школьников.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

· текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

· промежуточный – репетиции;

· итоговый – открытые выступления перед зрителями.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях.

Планируемые результаты освоения программы.

Учащиеся получат возможность научиться

· владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

· действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

· произносить стихотворный текст в движении и разных позах;

· исполнять музыкальные и танцевальные произведения;

· читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логическое ударение;

· строить диалог с партнером на заданную тему.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты работы по данной программе дополнительного образования можно оценить по трем уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний):Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актерских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности):Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия):школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-эстетический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих;

· целостность взгляда на мир средствами литературных, музыкальных и танцевальных произведений;

· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений сценического искусства;

· осознание значимости занятий художественной самодеятельностью для личного развития.

Метапредметными результатамиизучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

· понимать и принимать учебную задачу, сформированную учителем;

· планировать свои действия на отдельных этапах работы;

· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

· анализировать причины успеха/ неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня все получится», «Я еще многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

· пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

· проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

· обращаться за помощью;

· формулировать свои затруднения;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· слушать собеседника;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· осуществлять взаимный контроль;

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.Хочу такой сайт

Предметные результаты.

Учащиеся научатся:

· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

· выразительному чтению;

· основам вокального мастерства;

· основам танцевального искусства;

· основам актерского мастерства;

· различать произведения по жанру;

· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение и др.).

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Кол.-во часов

Дата

I четверть

1

Инструктаж по ТБ. Вводное занятие

1

07.09.

2

Разучивание гимнов России, Дагестана. Гимн даргинцев. ко Дню единства народов Дагестана, а также ко Дню Дагестанской культуры и языка.

2

14.09.

21.09.

3

Знакомство с танцевальной культурой народов Дагестана. Разучивание танцев народов Дагестана

3

28.09.

05.10.

12.10.

4

Знакомство с театральной культурой народов Дагестана.

Постановка литературно – музыкальных композиций на основе обычаев и традиций дагестанских народов.

2

19.10.

26.10.

II четверть

5

Разучивание, декламация стихов .

Патриотическая лирика. Чтение стихотворений, посвященных Дню единства народов нашей страны , Дню Конституции России.

Постановка артикулярного аппарата.Произношение звуков. Специальные упражнения для работы над правильным произношением звуков.

Интонация. Работа над интонацией. Громкость голоса, тембр в выразительном чтении.

2

09.11.

16.11.

6

Роль мимики и жестов в выразительном чтении.На подобных занятиях объяснить ребятам, что в чтении стихотворений важен не только голос, но и лицо (мимика) и тело (жесты).

В качестве практической части занятий можно выполнять различные упражнения для развития мышц лица. Например, попросить учеников изобразить радость, грусть, волнение, страх, удивление и пронаблюдать, что при изменении эмоций происходит с лицом. Как изменяют свое положение глаза, губы, скулы, лоб, брови и т.д.

3

23.11.

30.11.

07.12.

7

Подготовка к Новому году.

Постановка театрально – музыкальных композиций . Подготовка костюмов.

3

14.12.

21.12.

28.12.

III четверть

8

Знакомство с танцевальной культурой народов Мира. Разучивание современных танцев народов Мира.

3

11.01.

18.01.

25.01.

9

Постановка театрализованных представлений, посвященных « Неделе книги».

Культура поведения в кино -, театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры.

Постановка по произведениям Б. Заходера «Перемена» , «Мы - друзья» , «Буква Я» и Н. Носова..

План работы:

1. Изучение произведения.

2. Разбор характеров персонажей.

3. Репетиция сцен.

4. Прогон.

5. Итоговый показ.

4

01.02.

08.02.

15.02.

22.02.

10

Постановка театрально – музыкальных композиций ко Дню героя – антифашиста, ко Дню защитника Отечества.

2

01.03.

08.03.

11

Песни о Родине

2

15.03.

22.03.

IV четверть

12

Постановка театрально – музыкальных композиций ко Дню космонавтики. Выпуск стенгазеты на данную тематику.

2

05.04.

12.04.

13

Работа над выразительностью чтения стихов о войне.

Создание презентации «И опять приходит День Победы».

2

19.04.

26.04.

14

Постановка театрально – музыкальных композиций ко Дню Победы.

2

03.05.

10.05.

15

Постановка театрально – музыкальных композиций ко Дню защиты детей. Кукольный театр своими руками.

2

17.05.

24.05.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

· Музыкальный центр

· Музыкальная фонотека.

· CDи MP3 диски.

· DVDдиски.

· Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием образов.

Учебно-методическое образовательного процесса.

Для учителя:

1. Борунова С.Н. Орфоэпический словарь русского языка. – М., 1987.

2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М., 2010.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М, 2010.

4. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. – М., 2011.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.09.2018

Дата обновления: 04.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».