Приложение к основной образовательной программе НОО, ООО,СОО МКОУ « Первомайская СОШ» Кизлярского района (в соответствии с ФОП) УЧЕБНЫЙ ПЛАН МКОУ « ПЕРВОМАЙСКАЯ СОШ» КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РД на 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка к учебному плану Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формыпромежуточной аттестации обучающихся. Учебный план МКОУ «Первомайская СОШ» Кизлярского района на 2023/2024 учебный год – сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственнымиобразовательными стандартами. 1.1. Нормативная база: В целях организации работы МКОУ «Первомайская СОШ» Кизлярского района при разработке учебных планов на 2023/2024 учебный год были использованы следующие нормативные документы: - Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990); - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.09.2022 №371-ФЗ); - Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ от 23.02.2018 №Пр-328 п.1, от20.12.2020 №Пр-2182; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 (далее – ФГОС начального общего образования 2021 – ФГОС НОО-2021); - Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 (далее – ФГОС основного общего образования 2021 – ФГОС ООО-2021); - Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее – ФГОС основного общего образования –ООО-2010); - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (далее – ФГОС среднего общего образования – СОО- 2012); - Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 17.05.2012 №413»; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115; - Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее – ФОП НОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372; - Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370; - Федеральная образовательная программа среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №371; Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного - общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858; Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699; Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещение Российской Федерации от 02.08.2022 №653; Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию, протокол от 23.06.2022 №3/22); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (с изменениями и дополнениями); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21); При составлении учебного плана использовались: Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2015 №НТ-670/08 «Методические рекомендации по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности»; Письмо Министерства образования России от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержанию внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ»; Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 №03-68 «О направлении информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ»; Письмо Министерства просвещения РФ от 13.01.2023 №03-49 «О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Письмо Министерства просвещения РФ от 14.02.2023 №03-287 «О направлении информации об организации изучения начальной военной подготовки в образовательных организациях в рамках освоения основных общеобразовательных программ»; Письмо Министерства просвещения РФ от 01.03.2023 №03-312 «О направлении информации о применении основной образовательной программы основного общего образования»; Письмо Министерства просвещения РФ от 03.03.2023 №03-327 «О направлении информации по введению федеральных основных общеобразовательных программ»; Учебно-методический комплекс программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (https://орлятароссии.рдш.рф/); Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», (https://razgovor.edsoo.ru/); - - Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016 №08-703 «Об использовании карт в образовательной деятельности»; Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2016 №08-709 «О списках рекомендуемых произведений»; Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 №03-205 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану»; Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования Министерства просвещения Российской Федерации от 20.03.2023 №05- 848 «Методические рекомендации реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях РФ»; За основу учебного плана начального общего образования МКОУ «Первомайская СОШ» на 20232024 учебный год взят учебный план ФОП НОО,ФОП ООО,ФОП СОО. Он фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии с календарным учебным графиком, т.е с 01 сентября 2023 г по 25 мая 2024 г.. Продолжительность осенних, зимних и весенних каникул составляет не менее 9 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся 1-х классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Обучение в 1-х классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся. В 1-х классах используется «ступенчатый» режим обучения (сентябрь-октябрь по 3 урока в день по 35 минут, ноябрь-декабрь по 4 рока в день по 35 минут). Во втором полугодии (январь-май по 4 урока в день по 40 минут). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики глаз не менее 2 минут. Продолжительность урока составляет: в 1 классе - 35 минут (сентябрь - декабрь), 40 минут (январь - май); во 2-11 классах – 40 минут. Школа работает в 2 сменном режиме. В 1 смену обучаются 1-4, 10-11 классы. Во 2 смену обучаются 5-9 классы. Школа работает по 6 дневной неделе обучения для 2-11 классов. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения. Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объема. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметовобязательных предметных областей: «Русский язык и литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики». Учебные предметы обязательной части учебного плана. Учебный предмет «Русский язык» направлен на приобщение обучающихся к духовнонравственным ценностям русского языка и отечественной культуре. В процессе изучения предмета идѐт развитие коммуникативно-речевых умений(писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, морфологии, морфемике, пунктуации. В 1 классе обучение русскому языку начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», который содержит разделы «Обучение чтению», «Обучение письму». После завершения интегрированного курса начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Учебный предмет «Литературное чтение» наряду с русским языком формирует функциональную грамотность, развивает диалогическую и монологическую речь, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. *Учебные предметы «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)» обеспечивают формирование представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, формируют познавательный интерес, любовь, уважительное отношение к родному языку, а через него - к родной культуре. Региональной спецификой учебного плана (части, формируемой участниками образовательных отношений) является: изучение курса «История Дагестана» в 8-ых, 9 классах и « Литературы народов Дагестана» в 10-11 классах В МКОУ «Первомайская СОШ» языком образования является русский язык. Изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерацииосуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При изучении родного языка осуществляется деление на группы: родной- даргинский и родной- русский языки. Учебный предмет «Английский язык» помогает сформировать у младших школьников не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами иностранного языка. Учебный предмет «Математика». Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у обучающихся математической речи, логического и алгоритмического и эвристического мышления, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учебный предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания исаморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках учебного предмета «Окружающий мир», имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» –формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к нему, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании проведѐнного выбора формируются группы обучающихся. Решение о количестве учебных групп принимается с учѐтом необходимости предоставления обучающимся возможности изучения выбранного модуля, а также с учѐтом имеющихся условий и ресурсов. На 2023-2024 год родителями обучающихся выбраны модули «Основы светской этики», «Основы православной культуры». Учебный предмет «Музыка» направлен на развитие эмоционально-ценностноговосприятия произведений музыкального искусства и включает в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Данный предмет изучается по 1 часу в неделю в 1-4 классах. Учебный предмет «Изобразительное искусство направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Основной характерной особенностью учебного предмета «Технология» является деятельностный подход к построению процесса обучения, что способствует формированию у обучающихся представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества; позволяет сформировать начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у младших школьников потребность в бережном отношении к своему здоровью, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, качественном овладении жизненно важными двигательными навыками и умениями. На учебный предмет «Физическая культура» отводится в 1 – 4 классах 2 часа в неделю. Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету(проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы. Обязательная часть основной образовательной программы: НОО – составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 20% от общего объема основной образовательной программы; ООО – составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 30% от общего объема основной образовательной программы; СОО – составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40% от общего объема основной образовательной программы. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО. Недельный объем внеурочной деятельности должен составлять не более 10 часов. Для обеспечения реализации требований ФГОС ООО в VII-IX классах в рамках изучения учебного предмета «Математика» вводится учебный курс «Вероятность и статистика». При выставлении итоговой отметки в аттестат указывается наименование учебного предмета «Математика», проставляется отметка как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам «Алгебра», «геометрия», «Вероятность и статистика» и экзаменационной отметки выпускника. Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по линейной модели исторического образования (изучение истории в IX классе завершается 1914 годом). Необходимо предусмотреть особый порядок планирования учебного предмета «История России» в IX классе – реализацию модуля «Введение в Новейшую историю России», который требует увеличения количества годовых часов на 17 ч. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Обучение проводится с балльным оцениванием знаний обучающихся и домашними заданиями. Промежуточное оценивание результатов обучения осуществляется по четвертям и в конце года. Освоение ООП НОО сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком ООП НОО. Для обучающихся 1-х классов промежуточная аттестация проводится без балльного оценивая знаний обучающихся, но с обязательным указанием уровней усвоения программы (повышенный, высокий, базовый, низкий). Формы промежуточной аттестации обучающихся Формы промежуточной аттестации Периоды освоения ООП НОО 1 класс 2 класс 3 а-б классы Русский язык Итоговый мониторинг 23.04.24 Контрольный диктант с грамматическим заданием Литературное чтение Проверка техники чтения 25.04.24 Иностранный язык (английский язык) Проверка техники чтения Контрольная работа Математика Итоговый мониторинг 30.04.24 Контрольная работа Окружающий мир Итоговый тест Основы религиозных культур и светской этики Творческая работа Изобразительное искусство 4 класс 23.04.24 23.04.24 23.04.24 25.04.24 25.04.24 25.04.24 07.05.24 07.05.24 30.04.24 30.04.24 30.04.24 14.05.24 14.05.24 14.05.24 07.05.24 16.05.24 Творческая работа Музыка Творческая работа Технология Итоговый проект Физическая культура 20.05-24.05 20.05-24.05 20.05-24.05 20.05-24.05 20.05-24.05 20.05-24.05 28.05.24 28.05.24 28.05.24 Контрольные нормативы 15.05-19.05 15.05-19.05 15.05-19.05 Родной язык (русский) Итоговый опрос 19.04.24 Тестирование 19.04.24 Литературное чтение на родном языке (русском) Собеседование 17.04.24 17.04.24 В МКОУ «Первомайская СОШ» применяется учебный план «Вариант 4-» для образовательных организаций, в которых образование ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской Федерации (6-дневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы/ классы Обязательная часть Русский язык Русский язык и Литературное чтение литературное чтение Родной язык и Родной язык и (или) литературное чтение государственный язык на родном языке республики Российской Федерации Литературное чтение на родном языке Иностранный Иностранный язык язык Математика и Математика информатика Обществознание Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология I Количество часов в неделю II III а III б IV 5 3 5 5 3+1к 3+1к 5 3+1к 5 3+1к 25 Физическая культура 2 2 2 2 9 1 2 2 2 2 9 1 1 1 1 1 5 1 — 1 1 1 1 5 2 2 2 2 8 4+1к 4 4 4+1 к 4+1к 23 2 2 2 2 2 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 1 1 1 1 1 5 2 2 2 2 2 10 21 24 24 24 25 118+14 род рус +7к =139 часов 23 29 29 29 29 139 0 2 2 2 1 33 759 21 34 986 26 34 986 26 34 986 26 34 986 26 Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений компонент Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами 19 1 Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное ИСКУССТВО Технология Всего 4703 Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. Обучение осуществляется по четвертям. Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам. При составлении расписания уроков по возможности чередуются различные по сложности учебные предметы в течение дня и недели: математика, русский, иностранный язык (английский), окружающий мир чередуются с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры. Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные учебные предметы проводятся на 2-м уроке; для 2 -4-х классов -2 -3-м уроках. Контрольные работы проводятся преимущественно на 2-4 уроках. В течение учебного дня не проводится более одной контрольной работы. Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3 классов, 2 часа - для 4 класса. Образовательным учреждением осуществляется координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Промежуточная аттестация Освоение основной образовательной программы начального общего образования сопровождается годовой промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса осуществляется в соответствии с безотметочной системой оценивания. Обучающимся 1 - го класса, итоговые оценки не выставляются, допускается лишь словесная объяснительная оценка, обучение проводится без домашних заданий. Во 2-4 классах используется пятибалльная система. Периодами промежуточной аттестации являются четверти. Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов текущих и письменных контрольных работ. Результат промежуточной аттестации в 1 классе представляет собой словесно- объяснительную оценку: обучающийся овладел/не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения обучения во 2 классе. Результаты промежуточной аттестации во 2-4 классах оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценки знаний по данному учебному предмету. Отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется в электронный журнал на дату проведения работы. Годовые отметки во 2-4 классах по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и выставляются всем обучающимся целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговая оценка соответствует годовой. На уровне основной школы в 7-9 классах в рамках предметной области «Математика и Информатика» для достижения обучающимися предметных результатов освоения программы основного общего образования учебный предмет «Математика» включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Учебный предмет «История» предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». При реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в учебном курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе увеличено на 0,5 часа, за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений. Формы промежуточной аттестации обучающихся Формы промежуточной аттестации Контрольный диктант с грамматическим заданием Диагностическая работа Контрольное тестирование Тестовая работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Диагностическая работа 5 класс 17.05.24 Периоды освоения ООП ООО 6 класс 7 класс 8 класс Русский язык 17.05.24 9 класс 17.05.24 17.05.24 25.04.24 Литература 25.04.24 25.04.24 Иностранный язык (английский язык) 15.05.24 15.05.24 15.05.24 Математика 14.05.24 14.05.24 Алгебра 14.05.24 17.05.24 25.04.24 25.04.24 15.05.24 15.05.24 17.05.24 18.05.24 17.05.24 18.05.24 17.05.24 18.05.24 Геометрия Тестовая работа Диагностическая работа Тестовая работа Диагностическая работа 15.05.24 Вероятность и статистика 16.05.24 Информатика Тестовая работа История России (включая модуль Введение в Новейшую историю России) Всеобщая история Тестирование 07.05.24 07.05.24 08.05.24 08.05.24 Диагностическая работа Обществознание Тестирование 29.04.24 29.04.24 29.04.24 29.04.24 Диагностическая работа География Тестирование 30.04.24 30.04.24 30.04.24 30.04.24 Диагностическая работа Физика Контрольная работа 26.04.24 22.04.24 Химия Контрольная работа 24.04.24 Биология Тестирование 24.04.24 24.04.24 24.04.24 Контрольная работа 26.04.24 Основы духовно-нравственной культуры народов России Тестирование 22.04.24 22.04.24 Изобразительное искусство Творческая работа Творческая работа Защита проекта 20.05-24.05 20.05-24.05 20.05-24.05 Музыка 20.05-24.05 20.05-24.05 20.05-24.05 20.04.24 27.04.24 25.04.24 22.04.24 24.04.24 26.04.24 20.05-24.05 20.05-24.05 20.05-24.05 Технология 28.05.24 28.05.24 28.05.24 Физическая культура 28.05.24 29.04.24 13.05-17.05 13.05-17.05 13.05-17.05 13.05-17.05 13.05-17.05 Родной язык (русский) 26.12.23 26.12.23 26.12.23 26.12.23 26.12.23 18.04.24 18.04.24 Итоговый проект Контрольные нормативы Контрольная работа Родная литература (русская) Собеседование Вариант №5 18.04.24 18.04.24 18.04.24 Учебный план для 5-9 классов Количество часов в неделю Предметные области Учебные предметы классы Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Литература VII VIII а VIII б IX Всего 5+1к 6 4 3 25 3 2 3 2 2+1к 2+1к 2+1к 2 2 2 3 2 18 12 2 2 2 2 2 12 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 3 3 3 3 18 V VI Родной язык и родная Родной язык литература и (или) государственный язык республики Российской 2 Федерации Родная литература Иностранные языки Иностранный язык 3 3 Математика и информатика Математика 5 5 Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы ОДНКНР Искусство Технология 3 3 Алгебра 3 3 3 3 10 12 ]Г еометрия вероятность и статистика 2 1 2 1 2 1 2 1 8 4 Информатика История 2 2 1 2 История Дагестана этнокультурный компонент 1 2 1 2 1к 1к 4 1 2+1к 13 2 Обществознание 1к 1 1 1 1 1 6 География Физика Химия 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 10 9 6 Биология 1 Основы духовно-нравственной 1 культуры народов России 1+1к 1+1к 2 1 2 2 11 2 Изобразительное искусство Музыка 1 1 1 1 2 1 2 1 2 Технология 1 1 1 1 3 5 1 9 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 2 2 2 Основы безопасности жизнедеятельности Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 2 2 12 1 1 1 3 198+18 родн рус+10 к 226 часов 30 32 33 34 34 35 35 36 38 39 39 39 2 1 2 2 32 33 35 36 2 36 1 36 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 6дневной неделе) в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормативами Формы промежуточной аттестации обучающихся Формы промежуточной аттестации Периоды освоения ООП СОО 10 класс 11 класс ЕГЭ Русский язык Итоговая диагностическая работа 19.04.24 Литература Собеседование 22.04.24 Иностранный язык (английский язык) Контрольная работа 24.04.24 Математика Итоговая диагностическая работа 26.04.24 Информатика Защита проекта 29.04.24 Физика Контрольная работа 30.04.24 Химия Контрольная работа 07.05.24 Биология Итоговая диагностическая работа 08.05.24 История Контрольная работа 14.05.24 Обществознание Итоговая диагностическая работа 15.05.24 География Тестирование 16.05.24 Физическая культура Контрольные нормативы 13.05.24 - 17.05.24 Основы безопасности жизнедеятельности Устный экзамен 17.05.24 Индивидуальный проект Защита проекта 20.05.24 Учебный план для 10-11 классов 10-11 кл ( универсальный план) с преподаванием родных языков. Предметная область Учебный предмет 6-ти дневная неделя Количество часов в неделю 10 класс 11 класс 2+1к 2+1к 6 Литература 3 3 6 Родной язык 2 2 4 1 1 2 Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Родной язык и родная литература Родная литература Иностранные языки Иностранный язык 3 3 6 Математика и информатика Алгебра и начала математического анализа 2 +1к 3+1к 7 Г еометрия 2 1 3 Вероятность и статистика 1 1 2 1 1 2 Физика 2 2 4 Химия 1 1 2 1+2к 1+2к 6 2+2к 2+1к 7 2 2+2к 6 1 1 2 2 2 4 Основы безопасности жизнедеятельности 1 1 2 Индивидуальный проект 1 Информатика Естественнонаучные предметы Биология Общественнонаучные предметы История Обществознание Г еография Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Этнокультурный компонент ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 1 1к 30 1к 29 37 37 7 8 37 37 2 59+15 к= 74 часов 74 Часть , формируемая участниками образовательного процесса распределена с учетом мнения обучающихся и их родителей. Часы даны на углубленное изучение отдельных предметов: в 10 классе по 2 часа -на углубленное изучение истории и биологии по желанию обучающихся. В 11 классе по 2 часа - на углубленное изучение обществознания и биологии. Также по 1 часу в 10 классе на элективные курсы: «Подготовка к ЕГЭ по математике», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» В 11 классе по 1 часу на элективные курсы «Подготовка к ЕГЭ» по математике, «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», « Подготовка к ЕГЭ по истории» . Также по 1 часу и в 10, и в 11 классе из части, формируемой участниками образовательного процесса выделены часы на этнокультурный компонент « Литература народов Дагестана». УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План отражает основные цели и задачи МКОУ «Первомайской СОШ». Подготовлен с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через внеурочную деятельность, широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся, с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования , основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. План внеурочной деятельности в первую очередь направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в зависимости от возможностей МКОУ «Первомайская СОШ», а также особенностей окружающего социума. Внеурочная деятельность осуществляется по различным схемам, в том числе: - непосредственно в образовательной организации; совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры; - в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов образовательной организации. Формы организации внеурочной деятельности: - учебные курсы и факультативы; - художественные, музыкальные и спортивные занятия; - соревновательные мероприятия, экскурсии. Все формы предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность). Основные принципы плана: При выборе направлений и отборе содержания обучения МКОУ «Первомайская СОШ» учитывает: - учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; - учет кадрового потенциала образовательного учреждения; - поэтапность развития нововведений; - построение образовательного процесса в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безотметочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Внеурочная деятельность решает следующие задачи: поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность реализуется через работу классных руководителей. При выборе направлений и отборе содержания обучения учитываются: особенности школы (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав). Направления внеурочной деятельности: Обязательная часть: 1 час в неделю(1-11классы) — на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); 1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства) « Россия-мои горизонты» (четверг,первый урок)(6-11классы). 1 час в неделю спортивная деятельность «Шахматы» (2-4классы ) Вариативная часть На занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектноисследовательской деятельности, исторического просвещения); На занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»). С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности использованы через реализацию плана внеурочной деятельности с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы. Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели, во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели, в 5-9 классах – на 34 учебные недели, в 10-11 классах – на 34 учебные недели. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности. Воспитательный результат внеурочной деятельности непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального, основного и среднего общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Духовно-нравственное направление Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» — разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Социальное направление «Россия-мои горизонты» Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития над профессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Общеинтеллектуальное направление Основная цель: интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Общекультурное направление «Театр в школе »-1час .Основная цель: общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их культурных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Направление нацелено на воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства, на формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. В рамках данного направления учащиеся принимают участие в выставочной деятельности, в конкурсном движении. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях ,экскурсии. План внеурочной деятельности классов «Разговоры о важном» «Россия-мои горизонты» «Школьный театр» «Шахматы» ИТОГО 1 1 3а 3б 4 1 1 1 2 1 5 1 6 1 7 1 8а 8б 1 1 9 1 10 1 11 итого 1 13 часов 1 1 1 1 1 1 2ч 1 час 4 час 2ч 25 часов 1 1 1 1 1 1 1ч 2ч 2ч 2ч 2ч 1ч 2ч 2ч 2ч 3ч 2ч 7 часов Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся. ВУД Ф.И.О 1 2 кл кл Магомедов Али Магомедович Магомедова Заира Израиловна Гаджиисмаилова Ашура Ахмедхановна Устаева Киза Курбановна Гамзатханова Эльмира Саиднуровна Магомедова Индира Нуградиновна Фарзалиева Залина Бахтияровна Гамзаева Ашура Рабадановна 1 1 3а кл 3б кл 4 кл 1 1 1 5 кл 6 кл 7 кл 8а кл 8б кл 9кл 10 кл 11 кл 1 1 1 1 1 2 2 Гаджибагомаева Шахризат Алиевна Рабаданова Оксана Юсуповна Ахмедханова Татьяна Шихамировна Байсунгурова Наталья Васильевна Магомедова Рабия Хаджиалиевна 2 Магомедов Али Магомедович – ВУД «Шахматы» в 2-4 классах. Всего 4ч. «Разговоры о важном» по 1 ч в 1-11 классах: Всего 13 часов. 3 2 2 2 Магомедова Индира Н. – 1 кл Гаджиисмаилова А.А – 3 а кл Гамзатханова Э.С.- 4 кл Фарзалиева З.Б.- 5 кл 7 кл Гаджибагомаева Ш.А – 8 а кл Ахмедханова Т.Ш. – 9 кл Байсунгурова Н.В.-10 кл Магомедова Заира И- 2 кл Устаева К.К – 3 б кл Гамзаева А.Р.- 6 кл Рабаданова О.Ю- 8 б кл Магомедова Р.Х – 11 класс ВУД «Россия – мои горизонты» по 1 ч с 6-11 класс. Всего 7 часов. Гамзаева А.Р.- 6 кл 7 кл Гаджибагомаева Ш.А – 8 а кл Рабаданова О.Ю- 8 б кл Ахмедханова Т.Ш. – 9 кл Байсунгурова Н.В.-10 кл Магомедова Р.Х – 11 класс ВУД «Школьный театр» -1 ч- Рабаданова О.Ю. Всего 1 час ИТОГО ВУД – 25 часов.