РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМА ЙСКАЯ С РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РД «Утверждено» директор МКОУ «Первомайская СОШ» _________________ А.М. Магомедов Приказ№ от « »______________ 20 г. Программа школьного театра «Фольклорный Театр» (6-15 лет) на 2023 - 2024 учебный год Срок реализации: 1 год. Составитель: Рабаданова Оксана Юсуповна с. Первомайское, 2023г. Пояснительная записка Программа Школьного театра «Фольклорный Театр» реализует общекультурное (художественно- эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, примерными программами внеурочной деятельности «Начальное и основное образование» Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь ктеатральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально- игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - сочетание многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре. Образовательная программа «Фольклорный Театр» реализуется в рамках художественно – эстетического направления и осуществляет идею изучения и развития родной (даргинской) культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности даргинского народного театра. Народное театральное искусство отличается оригинальными условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям. Изучая и возрождая традиции фольклорного театра – мы приобщаемся к истокам, корням народной культуры. Важным каналом вовлечения подрастающего поколения в фольклорное творчество может стать дополнительное образование детей в форме детского фольклорного театрального коллектива, который позволит обеспечить «культурное» просвещение детей и ориентир в поликультурном пространстве. Содержательной основой детского фольклорного театра станут народные формы искусства, а элементы актерской театральной школы наполнят методику вовлечения детей в национальный фольклор. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Актуальность В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать,ставить внутренние цели, стремиться к ним. Структура программы В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи, решаемые в рамках данной программы: - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощенияобраза, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса. -воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. Место курса в учебном плане: Программа рассчитана для учащихся МКОУ «Первомайская СОШ» в возрасте от 6до 11 лет, на 1 год обучения. На реализацию курса отводится 34 часа (1 час в неделю). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это - репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей. Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе напредстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральныхперегрузок. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Особенности реализации программы: Программа включает следующие разделы: 1. 2. Театральная игра Культура и техника речи 3. Ритмопластика 4. Основы театральной культуры 5. Работа над спектаклем, показ спектакля Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Формы работы: Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли, праздники. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. Методы работы: Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Алгоритм работы над пьесой. Выбор пьесы, обсуждение её с детьми. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановкатанцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемыхобстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита(можно условна), с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком. Премьера. Формы контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка впроцессе занятий; промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы; итоговый – открытые занятия, спектакли. Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Планируемые результаты освоения программы: Учащиеся научатся правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; определять виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; Учащиеся получат возможность научиться владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом назаданную тему; произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляялогические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочнымигероями. Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можнооценить по трём уровням. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опытвзаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты. У учеников будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующихуниверсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителяпозитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, героя; чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу иактивность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) Содержание программы Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов. 1 раздел. Вводные занятия. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок». - Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. - Знакомство с театрами Республики Дагестан (презентация). 2 раздел. Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. раздел. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, 3 обеспечивающие развитие естественных психомоторныхспособностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 4 раздел. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. 5 раздел. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. 6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. 7 раздел. Заключительные занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Компьютер; музыкальная фонотека СД– диски; костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; элементы костюмов для создания образов; пальчиковые куклы; Электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театральногоискусства». Сценарии сказок, пьес, детские книги. Структура курса № Содержание курса Количество часов Перечень УД Аудиторных Неаудиторных 1. Вводное занятие 2. Ритмопластика 3 Культура и техника речи 1 Познавательные 2 2 Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные 4 Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные 4 4. Основы театральной культуры 2 1 Познавательные Регулятивные Коммуникативные 5. Работа над спектаклем 9 9 Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Метапредметные 6. Заключительное занятие 1 Тематическое планирование курса «Школьный театр-Радуга» - 34 часа № п/п 1 2 3-4 5-6 Месяц сентябрь 7 октябрь 8 9 10 11 сентябрь октябрь ноябрь Классы 1-4 5-9 1-4 5-9 1-4 5-9 1-4 5-9 1-4 Мероприятие Здравствуй, театр! Вводное занятие Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание Сценка «Горец и молодые люди» ко Дню единства народов Дагестана Разыгрывание сценки ко Дню Учителя «Ожидание и реальность» Шуточная сценка «Семья учительницы» Театральная игра. Правила поведения на сцене Разучивание стихотворений ко Дню народного единства поэтов Дагестана 22 январь 1-9 23 24 25 февраль февраль 1-4 5-9 1-4 26 март 1-4 День народного единства. Сценка «Друг в беде не бросит» Разучивание стихотворений к Дню Матери на родном языке Музыкальная сценка «Ах, мамочка, на саночках», Театральная игра. Игры на развитие мышления, фантазии, воображения, викторина по сказкам Сценка «Новогодние традиции» Инсценирование музыкальных новогодних игр Инсценирование «Новогодняя сказка» В мире пословиц. Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского Сценка-миниатюра «А ну-ка, мальчики» Сценка «Три девицы под окном» Сценка ко Дню родного языка «Урши акlубли илис у лугули саби» Сценка «Чем девчонок удивить?», 5-9 Сценка «Как Коля маме помогал» 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 5-9 ноябрь декабрь декабрь январь 27 1-4 5-9 1-4 5-9 1-4 5-9 учителя 1-4 5-9 28 29 март апрель 1-9 1-9 Всемирный день театра «Заглядывая за кулисы» Спектакль к празднику 1 апреля «Лопни от смеха» 30 апрель 1-9 Разучивание стихотворений, посвященных ВОВ 31 32 май 1-4 5-9 33 май 1-9 34 май 1-9 Сценка ко дню Победы «Что ты знаешь о войне?» Сценка ко дню Победы «Дети войны». Сценка «Фотография сына» Театрализованное представление, посвященное ВОВ Заключительное занятие. Подведение итогов. Использованная литература: 1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001 2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное иосновное образование. М., Просвещение, 2011. 3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 4. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011 5. 2 0 0 3 Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 6. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей. - Ярославль, 2002 7. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001. 8. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006