ВУД Рабочая программа курса ШАХМАТЫ 2023-2024 у.г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир шахмат»
для учащихся 1-4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир шахмат» разработана в
соответствии с требованиями:
1.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от
29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями).
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. N 286
«Об утверждении ФГОС НОО).
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ №254 от 20.05.2021 г. «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность».
4.
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
5.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к
волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся
приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои
стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях,
умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении
игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции
младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных
результатов.
Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять
фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматныхфигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением.
Программа построена на основе следующих принципов:

доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной
деятельности детей младшего школьного возраста);
 наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы);
 демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);

актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения
потребностей младших школьников);

деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей
данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Содержание программы
1 класс (33 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки.
Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
2 класс (34 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы
мира по шахматам.
Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Способы защиты.
Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале,
середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы
матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения,
блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные
комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для
достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
3класс (34 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на
мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”.
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты.
Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное
пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
4класс (34 часа;1 час в неделю)
Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические
приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах.
Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки,
разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты,
связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при
неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном
расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи).
Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые
случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля.
Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция.
Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые
поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против
короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в
эндшпиле.
Тематическое планирование с указанием количества часов
1 класс (33 часа;1 час в неделю)
№

Тема занятия

Содержание

Виды деятельности.

урока
1. Шахматная доска
1.

Знакомство с шахматной
доской

Шахматная доска,
белые и черные поля,
горизонталь,
вертикаль, диагональ,
центр.

2.

Шахматная доска

Чтение и инсценировка
дидактической сказки
«Котята – хвастунишки».
Горизонтальная линия.
Количество полей в
горизонтали. Количество
горизонталей на доске.
Вертикальная линия.
Количество полей в
вертикали. Количество
вертикалей на доске.
Чередование белых и
черных полей в горизонтали
и вертикали. Диагональ.
Отличие диагонали от
горизонтали и вертикали.
Количество полей в
диагонали. Короткие
диагонали. Центр. Форма
центра. Количество полей в
центре. Дидактические
задания и игры
«Горизонталь»,
«Вертикаль», «Диагональ».

2. Шахматные фигуры.

Белые и черные. Ладья,
слон, ферзь, конь, пешка,
король. Чтение и
инсценировка
дидактической сказки И.Г.
Сухина «Приключения в
шахматной стране».
Дидактические задания и
игры «Волшебный
мешочек», «Угадай-ка»,
«Секретная фигура»,
«Угадай», «Что общего?»,

3.

Белые, черные, ладья,
Знакомство с шахматными слон, ферзь, конь,
пешка, король.
фигурами

4

Знакомство с шахматными
фигурами

Чтение и инсценирование
дидактической сказки
«Удивительные
приключения шахматной
доски». Знакомство с
шахматной доской. Белые и
черные поля. Чередование
белых и черных полей на
шахматной доске.
Шахматная доска и
шахматные поля
квадратные. Расположение
доски между партнерами.

«Большая или маленькая».
3. Начальная
расстановка фигур.
5.

Начальное положение

4. Ходы и взятие фигур.

Начальное положение
(начальная позиция);
расположение каждой
из фигур в начальной
позиции; правило
«ферзь любит свой
цвет»; связь между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями и
начальной
расстановкой фигур.

Расстановка фигур перед
шахматной партией.
Правило: «Ферзь любит свой
цвет», связь между
горизонталями,
вертикалями, диагоналями и
начальным положением
фигур. Дидактические
задания и игры «Мешочек»,
«Да и нет», «Мяч».

(Основная тема
учебного курса.)
Правила хода и взятия
каждой из фигур, игра
«на уничтожение»,
белопольные и
чернопольные слоны,
одноцветные и
разноцветные слоны,
качество, легкие и
тяжелые фигуры,
ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые,
королевские пешки,
взятие на проходе,
превращение пешки.

Место ладьи в начальном
положении. Ход. Ход ладьи.
Взятие. Дидактические
задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».

6.

Знакомство с шахматной
фигурой. Ладья.

7.

Ладья в игре.

8.

Знакомство с шахматной
фигурой. Слон.

Место слона в начальном
положении. Ход слона,
взятие. Белопольные и
чернопольнын слоны.
Разноцветные и
одноцветные слоны.
Качество. Легкая и тяжелая
фигура. Дидактические
задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».

9.

Слон в игре.

Дидактические задания и
игры «Захват контрольного
поля», «Игра на
уничтожение» (слон против
слона, два слона против
одного, два слона против
двух), «Ограничение
подвижности».

Дидактические задания и
игры «Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля», «Игра
на уничтожение» (ладья
против ладьи, две ладьи
против одной, две ладьи
против двух), «Ограничение
подвижности».

10.

Ладья против слона.

Дидактические задания и
игры «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй
фигуру». Термин «стоять
под боем». Дидактические
задания и игры «Захват
контрольного поля»,
«Защита контрольного
поля», «Игра на
уничтожение» (ладья против
слона, две ладьи против
слона, ладья против двух
слонов, две ладьи против
двух слонов, сложные
положения), «Ограничение
подвижности».

11.

Знакомство с шахматной
фигурой. Ферзь.

Место ферзя в начальном
положении. Ход ферзя,
взятие. Ферзь – тяжелая
фигура. Дидактические
задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».

12.

Ферзь в игре.

Дидактические задания и
игры «Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля», «Игра
на уничтожение» (ферзь
против ферзя),
«Ограничение
подвижности».

13.

Ферзь против ладьи и
слона.

Дидактические задания и
игры «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй
фигуру», «Захват
контрольного поля»,
«Защита контрольного
поля», «Игра на
уничтожение» (ферзь против
ладьи, ферзь против слона,
ферзь против ладьи и слона,
сложные положения),
«Ограничение

подвижности».
14.

Знакомство с шахматной
фигурой. Конь.

Место коня в начальном
положении. Ход коня,
взятие. Конь – легкая
фигура. Дидактические
задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».

15.

Конь в игре.

Дидактические задания и
игры «Захват контрольного
поля», «Игра на
уничтожение» (конь против
коня, два коня против
одного, один конь против
двух, два коня против двух),
«Ограничение
подвижности».

16.

Конь против ферзя, ладьи
слона.

Дидактические задания и
игры «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй
фигуру», «Захват
контрольного поля»,
«Защита контрольного
поля», «Игра на
уничтожение» (конь против
ферзя, конь против ладьи,
конь против слона, сложные
положения), «Ограничение
подвижности».

17.

Знакомство с пешкой.

Место пешки в начальном
положении. Ладейная,
коневая, слоновая, ферзевая,
королевская пешка. Ход
пешки, взятие. Взятие на
проходе. Превращение
пешки. Дидактические
задания и игры «Лабиринт»,
«Один в поле воин».

18.

Пешка в игре.

Дидактические задания и
игры «Игра на
уничтожение» (пешка
против пешки, две пешки
против одной, одна пешка
против двух,
многопешечные положения),
«Ограничение

подвижности».
19.

Пешка против ферзя,
ладьи, коня, слона.

Дидактические задания и
игры» Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй
фигуру», «Игра на
уничтожение» (пешка
против ферзя, пешка против
ладьи, пешка против слона,
пешка против коня, сложные
положения), «Ограничение
подвижности».

20.

Знакомство с шахматной
фигурой. Король.

Место короля в начальном
положении. Ход короля,
взятие. Короля не бьют, но и
под бой его ставить нельзя.
Дидактические задания и
игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь», «Игра
на уничтожение» (король
против короля).

21.

Король против других
фигур.

Дидактические задания и
игры «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй
фигуру», «Захват
контрольного поля»,
«Защита контрольного
поля», «Игра на
уничтожение» (король
против ферзя, король против
ладьи, король против слона,
король против коня, король
против пешки),
«Ограничение
подвижности».

5. Цель шахматной
партии.
22.

Шах.

23

Шах.

Шах, мат, пат, ничья,
мат в один ход,
длинная и короткая
рокировка и ее
правила.

Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от
шаха. Открытый шах.
Двойной шах.
Дидактические задания
«Шах или не шах», «Дай

шах», «Пять шахов»,
«Защита от шаха».
Дидактическая игра
«Первый шах».
24.

Мат.

Цель игры. Мат ферзем,
ладьей, слоном, конем,
пешкой. Мат в один ход.
Мат в один ход ферзем,
ладьей, слоном, пешкой
(простые приемы).
Дидактические задания
«Мат или не мат», «Мат в
один ход».

25

Мат

26.

Ставим мат.

27

Ставим мат.

28.

Ничья, пат.

Отличие пата от мата.
Варианты ничьей. Примеры
на пат. Дидактическое
задание «Пат или не пат».

29.

Рокировка.

30

Рокировка.

Длинная и короткая
рокировка. Правила
рокировки. Дидактическое
задание «Рокировка».

Мат в один ход: сложные
примеры с большим числом
шахматных фигур.
Дидактическое задание «Дай
мат в один ход».

6. Игра всеми фигурами из начального положения.
31.

Шахматная партия.

Самые общие
представления о том,
как начинать
шахматную партию.

32.

Шахматная партия.

Самые общие рекомендации
о принципах разыгрывания
дебюта. Игра всеми
фигурами из начального
положения. Демонстрация
коротких партий.

33.

Повторение программного
материала.

Повторение программного
материала – викторина «В
стране шахмат». Игра всеми
фигурами из начального
положения.
2 класс

(34 часа;1 час в неделю)

Игра всеми фигурами из
начального положения (без
пояснения о том, как лучше
начинать шахматную
партию). Дидактическая
игра «Два хода».

№ уро
ка

Тема занятия
Повторение изученного
материала.

1.

Повторение изученного
материала.

2.

Повторение изученного
материала.

1. Краткая история
шахмат.
3.

Краткая история шахмат.

Повторение
программного
материала, изученного
за год обучения

Виды деятельности
Просмотр диафильма
«Приключения в Шахматной
стране. Первый шаг в мире
шахмат». Поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр.
Ходы шахматных фигур.
Шах, мат, пат. Начальное
положение. Игровая
практика (игра всеми
фигурами из начального
положения).
Рокировка. Взятие на
проходе. Превращение
пешки. Варианты ничьей.
Самые общие рекомендации
о принципах разыгрывания
дебюта. Задания на мат в
один ход. Демонстрация
коротких партий.
Дидактические игры и
задания «Две фигуры против
целой армии», «Убери
лишние фигуры», «Ходят
только белые»,
«Неотвратимый мат».
Игровая практика.

Рождение шахмат. От
чатуранги к
шатранджу. Шахматы
проникают в Европу.
Чемпионы мира по
шахматам.

Обозначение
горизонталей и
Шахматная нотация.
вертикалей, полей,
Обозначение горизонталей, шахматных фигур.
вертикалей, полей.
Краткая и полная
шахматная нотация.
Запись шахматной
партии. Запись
начального положения.
2. Шахматная нотация.

4.

Содержание

Происхождение шахмат.
Легенды о шахматах.
Чатуранга и шатрандж.
Шахматы проникают в
Европу. Просмотр
диафильма «Книга
шахматной мудрости.
Второй шаг в мир шахмат».
Чемпионы мира по
шахматам. Игровая
практика.
Обозначение горизонталей,
вертикалей, полей.
Дидактические игры и
задания «Назови вертикаль»,
«Назови горизонталь»,
«Назови диагональ»,
«Какого цвета поле», «Кто
быстрее», «Вижу цель».
Игровая практика. На этом
занятии дети, делая ход,
проговаривают, какая

фигура с какого поля на
какое идет. Например:
«Король с е1 – на е2».
Шахматная нотация.
Обозначение шахматных
фигур и терминов.

Обозначение шахматных
фигур и терминов. Запись
начального положения.
Краткая и полная шахматная
нотация. Запись шахматной
партии. Игровая практика (с
записью шахматной партии
или фрагмента шахматной
партии).

3. Ценность шахматных
фигур.

Ценность фигур.
Сравнительная сила
фигур. Достижение
Ценность шахматных
материального
фигур. Ценность фигур.
перевеса. Способы
Сравнительная сила фигур. защиты.

Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
Дидактические игры и
задания» Кто сильнее», «Обе
армии равны». Достижение
материального перевеса.
Дидактические игры и
задания «Выигрыш
материала» (выигрыш
ферзя). Игровая практика.

7.

Ценность шахматных
фигур. Достижение
материального перевеса.

Достижение материального
перевеса. Дидактические
игры и задания» Выигрыш
материала» (выигрыш ладьи,
слона, коня). Игровая
практика.

8.

Ценность шахматных
фигур. Способы защиты.

Достижение материального
перевеса. Дидактические
игры и задания «Выигрыш
материала» (выигрыш
пешки). Способы защиты.
Дидактические игры и
задания «Защита»
(уничтожение атакующей
фигуры, уход из-под боя).
Игровая практика.

9.

Ценность шахматных
фигур. Защита.

Защита. Дидактические игры
и задания «Защита» (защита
атакованной фигуры другой
своей фигурой, перекрытие,
контратака). Игровая
практика.

5.

6.

4. Техника матования
одинокого короля.

Две ладьи против
короля. Ферзь и ладья

Две ладьи против короля.
Дидактические игры и

10.

Техника матования
одинокого короля. Две
ладьи против короля.

11.

Техника матования
одинокого короля. Ферзь и
ладья против короля.

Ферзь и ладья против
короля. Дидактические игры
и задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию»,
«В угол», «Ограниченный
король», «Мат в два хода».
Игровая практика.

12.

Техника матования
одинокого короля. Ферзь и
король против короля.

Ферзь и король против
короля. Дидактические игры
и задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию»,
«В угол», «Ограниченный
король», «Мат в два хода».
Игровая практика.

13.

Техника матования
одинокого короля. Ладья и
король против короля.

Ладья и король против
короля. Дидактические игры
и задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию»,
«В угол», «Ограниченный
король», «Мат в два хода».
Игровая практика.

5. Достижение мата без
жертвы материала

Учебные положения на
мат в два хода в
дебюте, миттельшпиле
Достижение мата без
и эндшпиле (начале,
жертвы материала.
середине и конце
Учебные положения на мат игры). Защита от мата.
в два хода в эндшпиле.

Учебные положения на мат в
два хода в эндшпиле.
Цугцванг. Дидактические
игры и задания «Объяви мат
в два хода». Защита от мата.
Дидактические игры и
задания «Защитись от мата».
Игровая практика.

Достижение мата без
жертвы материала.
Учебные положения на мат
в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в
два хода в миттельшпиле.
Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два
хода». Защита от мата.
Дидактические игры и
задания «Защитись от мата».
Игровая практика.

14.

15.

против короля. Король
и ферзь против короля.
Король и ладья против
короля.

задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию»,
«В угол», «Ограниченный
король», «Мат в два хода».
Игровая практика.

16.

Достижение мата без
жертвы материала.
Учебные положения на мат
в два хода в дебюте.

6. Шахматная
комбинация.

Учебные положения на мат в
два хода в дебюте.
Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два
хода». Защита от мата.
Дидактические игры и
задания «Защитись от мата».
Игровая практика.
Достижение мата
путем жертвы
шахматного материала
(матовые комбинации).
Типы матовых
комбинаций: темы
разрушения
королевского
прикрытия,
отвлечения,
завлечения,
блокировки,
освобождения
пространства,
уничтожения защиты и
др. Шахматные
комбинации, ведущие
к достижению
материального
перевеса. Комбинации
для достижения ничьей
(комбинации на
вечный шах, патовые
комбинации и др.).

Матовые комбинации. Темы
комбинаций. Тема
отвлечения. Дидактические
игры и задания «Объяви мат
в два хода». Игровая
практика.

17.

Матовые комбинации.
Темы комбинаций. Тема
отвлечения.

18.

Матовые комбинации.
Тема завлечения.

19.

Матовые комбинации.
Тема блокировки.

20.

Матовые комбинации.
Тема разрушения
королевского прикрытия.

21.

Матовые комбинации.
Тема освобождения
пространства. Тема
уничтожения защиты. Тема
«рентгена».

Матовые комбинации. Тема
освобождения пространства.
Тема уничтожения защиты.
Тема «рентгена».
Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два
хода». Игровая практика.

22.

Матовые комбинации.
Другие шахматные
комбинации и сочетание
приемов.

Матовые комбинации.
Другие шахматные
комбинации и сочетание
приемов. Дидактические
игры и задания «Объяви мат
в два хода». Игровая
практика.

Матовые комбинации. Тема
завлечения. Дидактические
игры и задания «Объяви мат
в два хода». Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема
блокировки. Дидактические
игры и задания «Объяви мат
в два хода». Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема
разрушения королевского
прикрытия. Дидактические
игры и задания «Объяви мат
в два хода». Игровая
практика.

23.

Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Тема отвлечения. Тема
завлечения.

Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема отвлечения.
Тема завлечения.
Дидактические игры и
задания «Выигрыш
материала». Игровая
практика.

24.

Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Тема уничтожения защиты.
Тема связки.

Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема уничтожения
защиты. Тема связки.
Дидактические игры и
задания «Выигрыш
материала». Игровая
практика.

25.

Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Тема освобождения
пространства. Тема
перекрытия

Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема
освобождения пространства.
Тема перекрытия.
Дидактические игры и
задания «Выигрыш
материала». Игровая
практика.

26.

Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Тема превращения пешки.

Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема превращения
пешки. Дидактические игры
и задания «Проведи пешку в
ферзи». Игровая практика.

27.

Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Сочетание тактических
приемов.

Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Сочетание
тактических приемов.
Дидактические игры и
задания «Выигрыш
материала». Игровая
практика.

28.

Комбинации для
достижения ничьей.
Патовые комбинации.

Комбинации для достижения
ничьей. Патовые
комбинации. Дидактические
игры и задания «Сделай
ничью». Игровая практика.

29.

Комбинации для

Комбинации для достижения

достижения ничьей.
Комбинации на вечный
шах.

ничьей. Комбинации на
вечный шах. Дидактические
игры и задания «Сделай
ничью». Игровая практика.

30.

Типичные комбинации в
дебюте.

Типичные комбинации в
дебюте. Дидактические игры
и задания «Проведи
комбинацию». Игровая
практика.

31.

Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).

Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры). Дидактические
игры и задания «Проведи
комбинацию». Игровая
практика.

32.

Повторение
Повторение
программного материала программного
материала, изученного
Повторение программного за первый и второй год Дидактические игры и
материала
задания. Игровая практика.
обучения

33.

Повторение программного
материала

Дидактические игры и
задания. Игровая практика.

34.

Повторение программного
материала

Дидактические игры и
задания. Игровая практика.

класс (34 часа; 1 час в неделю)

3
№ уро
Тема занятия
ка

Повторение изученного
материала
1

Повторение изученного
материала.

2

Игровая практика

Содержание

Виды деятельности

Повторение
программного
материала, изученного Просмотр диафильмов
за 2 год обучения
“Приключения в Шахматной
стране. Первый шаг в мир
шахмат” и “Книга
шахматной мудрости.
Второй шаг в мир шахмат”.
Поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр.
Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение
пешки. Взятие на проходе.
Шах, мат, пат. Начальное
положение.

3

Повторение изученного
материала.

Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей,
вертикалей, полей.
Обозначение шахматных
фигур и терминов. Запись
начального положения.
Краткая и полная шахматная
нотация. Запись шахматной
партии. Ценность
шахматных фигур. Пример
матования одинокого
короля. Решение учебных
положений на мат в два хода
без жертвы материала и с
жертвой материала (из
учебника второго года
обучения).

4

Практика матования
одинокого короля (дети
играют попарно).
1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА

5

Двух- и трехходовые
партии.

6

Решение задания “Мат в 1
ход”

7

Невыгодность раннего
ввода в игру ладей и ферзя.

Дидактические задания
“Поймай ладью”, “Поймай
ферзя”.

8

Решение заданий “Поймай
ладью”, “Поймай ферзя”.

9

Игра “на мат” с первых
ходов партии. Детский мат.
Защита.

Дидактические задания
“Поставь детский мат”,
“Защитись от мата

10

Решение заданий.

11

Вариации на тему детского
мата. Другие угрозы
быстрого мата в дебюте.
Защита. Как отражать
скороспелый дебютный
наскок противника.

12

Решение заданий

13

“Повторюшка-хрюшка”
(черные копируют ходы
белых). Наказание
“повторюшек”.

Игровая практика с
записью шахматной
партии
Игровая практика
Выявление причин
поражения в них одной из
сторон. Дидактическое
задание “Мат в 1 ход” (на
втором либо третьем ходу
партии).

Дидактические задания
“Поставь детский мат”, “Мат
в 1 ход”, “Защитись от
мата”.

Дидактические задания
“Поставь мат в 1 ход
“повторюшке”, “Выиграй
фигуру у “повторюшки”.

14

Решение заданий

15

Принципы игры в дебюте.
Быстрейшее развитие
фигур. Темпы. Гамбиты.

16

Решение задания “Выведи
фигуру”.

17

Наказание за
несоблюдение принципа
быстрейшего развития
фигур. “Пешкоедство”.
Неразумность игры в
дебюте одними пешками (с
исключениями из правила).

18

Решение заданий.

19

Принципы игры в дебюте.
Борьба за центр. Гамбит
Эванса. Королевский
гамбит. Ферзевый гамбит.

20

Решение заданий.

21

Принципы игры в дебюте.
Безопасное положение
короля. Рокировка.

22

Решение заданий.

23

Принципы игры в дебюте.
Гармоничное пешечное
расположение. Какие
бывают пешки.

24

Решение заданий.

25

Связка в дебюте. Полная и
неполная связка.

26

Решение заданий.

27

Очень коротко о дебютах.
Открытые, полуоткрытые и

Дидактическое задание
“Выведи фигуру”.

Дидактические задания
“Мат в два хода”, “Выигрыш
материала”, “Накажи
“пешкоеда”, “Можно ли
побить пешку?”.

Дидактические задания
“Захвати центр”, “Выиграй
фигуру”.

Дидактические задания
“Можно ли сделать
рокировку?”, “В какую
сторону можно
рокировать?”, “Поставь мат
в 1 ход нерокированному
королю”, “Поставь мат в 2
хода нерокированному
королю”, “Не получат ли
белые мат в 1 ход, если
рокируют?”.

Дидактические задания “Чем
бить черную фигуру?”,
“Сдвой противнику пешки”.

Дидактические задания
“Выиграй фигуру”, “Сдвой
противнику пешки”,
“Успешное развязывание”.

закрытые дебюты.
28

Решение заданий.

29

Типичные комбинации в
дебюте.

30

Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).

31

Повторение программного
материала

32

Повторение программного
материала

33

Повторение программного
материала

34

Повторение программного
материала

Повторение
Дидактические игры и
задания. Игровая практика.
программного
материала, изученного
за второй и третий год
обучения

класс (34 часа;1 час в неделю)

4
№ уро
Тема занятия
ка

Повторение изученного
материала.
1

Повторение изученного
материала.

2

Игровая практика

3

Повторение изученного
материала.

1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ
4
Самые общие
рекомендации о том, как
играть в миттельшпиле.
5

Игровая практика

6

Тактические приемы.
Связка в миттельшпиле.
Двойной удар.

7

Тактические приемы.
Открытое нападение.
Открытый шах. Двойной

Содержание

Виды деятельности

Повторение
программного
материала, изученного
за год обучения

Просмотр диафильмов
“Приключения в Шахматной
стране. Первый шаг в мир
шахмат” и “Книга
шахматной мудрости.
Второй шаг в мир шахмат”.
Поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр.
Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение
пешки. Взятие на проходе.
Шах, мат, пат. Начальное
положение.

Игровая практика

Дидактическое задание
“Выигрыш материала

Дидактическое задание
“Выигрыш материала”.

шах.

8

Решение задания
“Выигрыш материала”.

Дидактические задания
“Объяви мат в 3 хода”,
“Выигрыш материала”.

9

Матовые комбинации (на
мат в 3 хода) и
комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Темы завлечения,
отвлечения, блокировки.

10

Решение заданий.

11

Игровая практика
Матовые комбинации и
комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Темы разрушения
королевского прикрытия,
освобождения
пространства, уничтожения
защиты.

12

Решение заданий.

Дидактические задания
“Объяви мат в 3 хода”,
“Выигрыш материала”.

Дидактические задания
“Объяви мат в 3 хода”,
“Выигрыш материала”.

13

Матовые комбинации и
комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Темы связки, “рентгена”,
перекрытия.

14

Решение заданий.

15

.Матовые комбинации и
Игровая практика
комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Другие темы комбинаций и
сочетание тематических
приемов.

16

Решение заданий.

17

Комбинации для
достижения ничьей.
Патовые комбинации.
Комбинации на вечный
шах.

18

Решение заданий. “Сделай

Игровая практика
Дидактические задания
“Объяви мат в 3 хода”,
“Выигрыш материала”.

Дидактическое задание
“Сделай ничью”.

ничью”.
19

Классическое наследие.
“Бессмертная” партия.
“Вечнозеленая” партия.

20

Решение заданий
2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

21

Ладья против ладьи. Ферзь
против ферзя. Ферзь
против ладьи (простые
случаи).

22

Решение заданий

23

Ферзь против слона. Ферзь
против коня. Ладья против
слона (простые случаи).
Ладья против коня
(простые случаи).

24

Решение заданий

25

Матование двумя слонами
(простые случаи).
Матование слоном и конем
(простые случаи).
Решение заданий
Игровая практика
Пешка против короля.
Когда пешка проходит в
ферзи без помощи своего
короля. Правило
“квадрата”.
Решение заданий
Игровая практика
Пешка против короля.
Белая пешка на седьмой и
шестой горизонталях.
Король помогает своей
пешке. Оппозиция.

26
27

28
28

Дидактические задания
“Мат в 2 хода”, “Мат в 3
хода”, “Выигрыш фигуры”.

Дидактические задания
“Мат в 2 хода”, “Мат в 3
хода”, “Выигрыш фигуры”.

30

Решение заданий

31

Пешка против короля.
Белая пешка на пятой
горизонтали. Король ведет
свою пешку за собой.

32
33

Решение заданий
Игровая практика
Удивительные ничейные
положения. Два коня
против короля. Слон и
пешка против короля. Конь
и пешка против короля.

Дидактические задания
“Мат в 2 хода”, “Мат в 3
хода”.

Дидактическое задание
“Квадрат”.

Дидактические задания
“Мат в 2 хода”, “Мат в 3
хода”, “Проведи пешку в
ферзи”, “Выигрыш или
ничья?”, “Куда отступить
королем?”.

Игровая практика
Дидактические задания
“Мат в 3 хода”, “Проведи
пешку в ферзи”, “Выигрыш
или ничья?”, “Куда
отступить королем?”.
Дидактические задания
“Куда отступить королем?”,
“Путь к ничьей”.

Повторение программного
материала. Решение
заданий

34

Игровая практика

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.


Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.



Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.



Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.



Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.



Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.



Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.



Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.



Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.



Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений.



Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения и оценку событий.



Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.


Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные
фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее
и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию,
представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур:

ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и
короткая рокировка и её правила.


Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на
проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;



Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.



Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие
окончания

К концу 1 учебного года дети должны знать:


шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;



названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;



правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу 1 учебного года дети должны уметь:


ориентироваться на шахматной доске;



играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;



правильно помещать шахматную доску между партнерами;



правильно расставлять фигуры перед игрой;



различать горизонталь, вертикаль, диагональ;



рокировать;



объявлять шах;



ставить мат;



решать элементарные задачи на мат в один ход.

К концу 2 учебного года дети должны знать:


обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;



ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу 2 учебного года дети должны уметь:


записывать шахматную партию;



матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей;



проводить элементарные комбинации.

К концу 3учебного года дети должны знать:


принципы игры в дебюте;



основные тактические приемы;



что означают термины: дебют, миттельшпиль.

К концу 3 учебного года дети должны уметь:


грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации;

К концу 4 учебного года дети должны знать:


основные тактические приемы;



что означают термины: миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые
поля.

К концу 4 учебного года дети должны уметь:


находить несложные тактические удары и точно разыгрывать простейшие
окончания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89288350327

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».