Положение о школьной библиотеке 2023-2024 у.г.

РЕСПУБЛИКА
ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРВОМАЙСК АЯ С РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРА ЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РД
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета,
протокол № 1 от «30»августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ "Первомайская СОШ "
____________ А.М.Магомедов
« 30 » августа 2023 г.

Положение о школьной библиотеке
1. Общие положения
1.1. Данное Положение о школьной библиотеке образовательной
организации разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2
июля 2021 года и ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» в редакции
от 22 декабря 2020 года, с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. №
114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с изменениями
на 8 декабря 2020 года, а также Устава МКОУ «Первомайская СОШ» и
других
нормативных
правовых
актов
Российской
Федерации,
регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение)
обозначает основные принципы, задачи и функции библиотеки в
образовательном учреждении, определяет организацию деятельности,
управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также
регламентирует права и обязанности пользователей и работников библиотеки
МКОУ «Первомайская СОШ».
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции
библиотеки МКОУ «Первомайская СОШ», которая способствует
формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить
эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной
деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом
школы и определяет уровень требований к библиотеке как к структурному
подразделению общеобразовательной организации.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением
образовательной организации, участвующим в учебно-воспитательной
деятельности в целях обеспечения права участников образовательной
деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными

ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными традициями,
а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим
многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и
справочными
документами
учитывается
при
лицензировании
образовательной организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г.
«Об образовании в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и
бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и других работников
общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы родителей
на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся
возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о
школьной библиотеке, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных,
аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от
25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями 2 декабря 2019 года).
2.3.
Не
допускается
наличия
экстремистских
материалов,
призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо
обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой

деятельности, в том числе труды руководителей национал
социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,
публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или)
расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных
или иных преступлений, направленных на полное или частичное
уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной
или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13
Федерального закона № 114-ФЗ относятся:

официальные
материалы
запрещенных
экстремистских
организаций;

материалы, авторами которых являются лица, осужденные в
соответствии с международно-правовыми актами за преступления против
мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью
первой статьи 1 настоящего Федерального закона;

любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие
признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего
Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список
экстремистской литературы,
утвержденный федеральным органом
исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за
доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания
библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной
деятельности производится в соответствии с правилами охраны труда и
пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и
нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1.
Обеспечение
учебно-воспитательной
деятельности
и
самообразования учащихся и педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности —
обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся
— доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:

бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);

3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя: обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5.
Формирование
навыков
независимого
библиотечного
пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на
основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационной деятельности, формирование комфортной
библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного
фонда.
4. Основные функции школьной библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательной организации:

комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации,
учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет,
базами и банками данных других учреждений и организаций;

осуществляет размещение, организацию и сохранность
документов.
4.3. Создает информационную продукцию:

организует и ведет справочно-библиографический аппарат:
каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую
картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы
данных по профилю общеобразовательной организации;

разрабатывает рекомендательные библиографические пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.);

обеспечивает
информирование
пользователей
об
информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:

обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;


предоставляет информационные ресурсы на различных носителях
на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;

способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);

организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса
знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;

организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей, и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:

выявляет информационные потребности и удовлетворяет
запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательной организации, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;


способствует
проведению
занятий
по
формированию
информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;

консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету
библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с
установленным порядком.
4.8.
Проводит
популяризацию
литературы
с
помощью
индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок,
библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций,
литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим
и благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения)
с
целью формирования
оптимального
состава


библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности
школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию
в работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности
библиотечного
фонда,
согласно
которому
хранение
учебников
осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда
общеобразовательной организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами, учебным
и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом
работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых
средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за
собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования
из бюджета. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру
расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки,
подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для
сохранности аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор школы в соответствии с Уставом общеобразовательной
организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом –
библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка
общеобразовательной организации.
6. Права и обязанности пользователей библиотеки
6.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:

получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;

пользоваться
справочно-библиографическим
аппаратом
библиотеки;

получать консультационную помощь в поиске и выборе
источников информации;

получать во временное пользование на абонементе и в читальном
зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;

продлевать срок пользования документами и литературой;

участвовать
в
мероприятиях,
проводимых
школьной
библиотекой;

обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору
школы.
6.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:

соблюдать правила пользования библиотекой;

бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не
загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

пользоваться ценными и справочными документами и
литературой только в помещении библиотеки школы;

убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет
последний пользователь;

расписываться в читательском формуляре за каждую полученную
книгу (исключение: обучающиеся 1- 4 классов);


возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;

заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи
им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;

полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока
обучения или работы в общеобразовательной организации.
7. Порядок пользования школьной библиотекой
7.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в
библиотеку производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных
законных представителей) обучающихся — по паспорту.
7.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится
ежегодно.
7.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр.
7.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в
библиотеке производится в присутствии библиотекаря.
7.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно.


7.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет
пользователь может обращаться к библиотекарю.
7.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет,
предполагающим оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке
экстремистской литературы.
7.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки
производится
согласно
утвержденным
санитарно-гигиеническим
требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной безопасности.
8. Заключительные положения
8.1.
Настоящее Положение о школьной библиотеке является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете
школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
общеобразовательной организации.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
8.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего
Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89288350327

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».