«Согласовано»
Председатель первичной профсоюзной
организации «МКОУ «Первомайская СОШ»
_________________
Гамзаева А.Р.
23.03.2020 года
«Утверждено»
Директор
МКОУ «Первомайская СОШ»
____________________
Магомедов А.М.
Приказ №
от 23.03.2020 года.
«Согласовано»
Председатель общешкольного родительского комитета
__________________ / Расулова А.О./
Положение об организации дистанционного обучения, в том числе в период
карантина и в активированные дни
I.
Общие положения.
1.1 Настоящее положение об организации дистанционного обучения, в том числе в
период карантина и в активированные дни (далее Положение) разработано с
целью установления единых подходов к деятельности МКОУ « Первомайская
СОШ» Кизлярского района РД (далее Школа), обеспечения усвоения учащимися
обязательного минимума содержания образовательных программ и регулирует
организацию дистанционного обучения , в том числе в период карантина и в
активированные дни.
1.2 Настоящее положение является нормативным локальным актом Школы и
обязательно к исполнению всеми участниками образовательных отношений.
1.3Положение разработано на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 « Об образовании в Российской
Федерации»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
г. № 189 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 « Санитарно –
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях»;
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005г. №137 « Об
использовании дистанционных образовательных технологий;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 №
103 "Об утверждении временного порядка сопровождения реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"
(Зарегистрирован 19.03.2020 № 57788)
- Указа Главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 года № 17 «О введении
режима повышенной готовности»;
-Приказа Министерства образования и науки РД №924-05/20 от 06 апреля 2020 г.
«Об организации деятельности образовательных организаций в условиях режима
повышенной готовности»
1.4 Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между
собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты
(цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и
реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими
средствами, предусматривающими интерактивность.
1.5 Образовательная деятельность, реализуемая в дистанционной форме,
предусматривает значительную долю самостоятельных занятий учащихся;
методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны Школы,
а также регулярный систематический контроль и учет знаний учащихся,
возможность реализации в комплексе с традиционной формой получения
образования.
1.6
Целями дистанционного обучения является : создание условий для
непрерывного образования; обеспечение принципиально нового уровня
доступности образования при сохранении его качества; введение в процесс
учебы новейших образовательных технологий и создание посредством этого
современного образовательного пространства; стимулирование
самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой
преподавателями.
1.7 Система дистанционного обучения в МКОУ « Первомайская СОШ»
предназначена для решения следующих задач: Интеграции научного и
образовательного потенциала в рамках единого пространства образовательных
ресурсов ; Эффективного использования в образовательном процессе
ресурсоемких приложений.
1.8 Дистанционное обучение имеет ряд принципов, которые являются характерными
именно для этой формы обучения: Принцип интерактивности. Данный принцип
основан на том, что в процессе обучения ученики и педагоги между собой
общаются посредством информационных и телекоммуникационных технологий.
II.
Организация процесса дистанционного обучения в школе.
2.1 В качестве участников, реализующих основные и (или) дополнительные
образовательные программы начального общего, основного общего, среднего
образования выступают педагоги Школы, имеющие объективную потребность в
использовании системы электронного обучения и обучения с использованием
дистанционных технологий, обучающиеся Школы и их родители (законные
представители).
2.2 Право на реализацию технологий дистанционного обучения и обучения с
использованием электронных ресурсов предоставляется с момента издания
приказа по основной деятельности Школы о реализации обучения с
использованием электронных ресурсов и дистанционных образовательных
технологий.
2.3 Для качественной организации ДО необходимо :
➢ Создание творческой группы педагогов, которые будут отвечать за
дистанционное образование в школе.
➢ Обучение этой группы на специальных обучающих семинарах, занятиях ,
курсах повышения квалификации.
➢ Подготовка базы обучающего материала, который будут использовать
школьники в процессе обучения и для самостоятельного закрепления
пройденного.
➢ Всестороннее изучение системы дистанционного обучения.
➢ Разработка дистанционных курсов своими силами или привлечение для этого
специалистов и педагогов других образовательных учреждений,
образовательных платформ.
2.4 Основными элементами системы дистанционного обучения являются:
➢ цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), размещенные на образовательных
сайтах;
➢ видеоконференции;
➢ надомное обучение с дистанционной поддержкой;
➢ вебинары
➢ e-mail;
➢ Skype,
➢ WhatsApp,
➢ Zoom
➢ электронные носители мультимедийных приложений к учебникам;
➢ электронные наглядные пособия;
➢ РЭШ «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/)
➢ «Яндекс.Учебник» (https://education.yandex.ru/home/)
➢ «Я Класс» (https://www.yaklass.ru/)
➢ «Учи.ру» (https://uchi.ru/)
➢ «Мобильное электронное образование» https://edu.mob-edu.ru
➢ Электронное образовательная среда ЭОС «Русское слово» http://russlo-edu.ru/
2.5 Прием школьников (перевод ) на ДО осуществляется на основании
следующих документов:
➢ письменного заявления обучающегося;
➢ письменного заявления родителя (законного представителя) обучающегося;
➢ договора между Школой и родителями (законными представителями)
обучающихся;
III.Требования к дистанционному обучению в школе.
3.1 Школьник должен быть мотивирован на обучение, для этого важно чтобы
цель и задачи обучения были чётко сформулированы. При этом то, что
требуется от обучаемого, должно соответствовать его уровню знаний.
3.2 Подготовка ребёнка к ДО. Обучаемый должен владеть базовыми навыками
работы с компьютерной техникой и программным обеспечением ; базовыми
навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в
сети Интернет, навыками поиска информации в сети интернет, электронной
почтой и др.).
3.3 Подача материала должна быть легкой для восприятия. Для этого нужно
использовать принципы удобочитаемости.
3.4 Должна быть возможность для обратной связи, в том числе и
индивидуальной.
3.5 Важно наличие системы промежуточной оценки обучения, чтобы школьник
имел представление о том, хорошо он справляется или нет.
IV. Участники образовательного процесса
4.1. Участниками образовательного процесса в системе дистанционного
обучения являются обучающиеся, педагогический персонал школы,
специалист, родители (законные представители) обучающихся.
4.2. Специалистом является компетентный технический инженер, знающий
основы Интернет-технологий, оказывающий помощь в организации учебной
работы, доступе школьников к сети Интернет.
4.3. Педагогом (тьютором), работающим в режиме дистанционного обучения,
является компетентный специалист в одной из учебных дисциплин,
осуществляющий непосредственное ведение обучения с использованием
электронных ресурсов и технологий Интернет, способный эффективно
организовать взаимодействие участников учебного процесса с использованием
ресурсов и сервисов сети Интернет, осуществляющий непосредственно в
Школе учебно-воспитательные и организационные функции.
4.4. Специалист и педагоги обладают всеми правами и социальными
гарантиями, предусмотренными для педагогических работников Школы.
4.5. Работа специалиста, педагогов (тьюторов) в системе дистанционного
обучения характеризуется наличием установленных норм времени для всех
видов учебной и методической работы.
4.6. Выполнение аудиторной работы педагогами (тьюторами) и другими
педагогическими работниками в режиме on-line с обучаемым регулируется
расписанием учебных занятий.
4.7. Выполнение специалистом, педагогами (тьюторами) и другими
педагогическими работниками внеаудиторной работы (согласно их
должностным обязанностям) регулируется графиками и планами работы, в том
числе и индивидуальными.
4.8. Оплата труда педагогических работников и специалиста
осуществляется исходя из общей часовой нагрузки и в соответствии с табелем
учета отработанного времени.
4.9. Права и обязанности обучающихся и их родителей (законных
представителей) определяются Уставом Школы, настоящим Положением и
иными предусмотренными Уставом локальными актами.
4.10. Обучающиеся Школы по системе дистанционного обучения имеют все
права, предусмотренные Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации».
4.11. Обучающиеся Школы по системе дистанционного обучения обязаны
выполнять индивидуальный учебный план и проходить текущий контроль в
установленные сроки.
4.12. Работники Школы несут ответственность за качество дистанционного
обучения школьников и выполнение обязанностей, возложенных на них
должностными инструкциями.
4.13. Родители (законные представители) обучающихся и обучающиеся в
системе дистанционного обучения, имеют право знакомиться с порядком
проведения, содержанием дистанционного обучения и конкретных цифровых
образовательных ресурсов, вносить предложения по совершенствованию
образовательного процесса в ходе дистанционного обучения.
4.14. Родители (законные представители) обучающихся и обучающиеся в
системе дистанционного обучения несут ответственность за обеспечение
контроля выполнения ребенком учебного графика и заданий, контроля
выполнения рекомендаций по безопасному использованию компьютера и
Интернета.
4.15 Должностные обязанности работников школы :
1.Администрация образовательной организации:
1.1. разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности организации
дистанционного обучения (Положение об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий), определяющий, в
том числе, порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том
числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с
использованием информационных и телекоммуникационных технологий,
согласовав указанный локальный акт с соответствующими коллегиальными
органами образовательной организации;
1.2. издает приказ о переходе на дистанционное обучение, назначает
ответственных за удаленное взаимодействие в условиях организации обучения с
помощью дистанционных технологий (например, каждому классному
руководителю поручено отвечать за дистанционное обучение в его классе);
1.3. формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с
учебным планом по каждому учебному предмету, предусматривая
дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30
мин., закрепляет учебные предметы за днями недели, сгруппировав учебный
материал крупными блоками (например, литература, история и т.д. могут
проводиться дистанционно один раз в неделю, математика, русский язык,
английский язык – два-три раза в неделю);
1.4. осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учителя
для организации образовательного процесса с применением дистанционных
образовательных технологий:
определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к
использованию в учебном процессе,
определяет ресурсы для организации обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий по каждой параллели, каждому
классу и каждому учебному предмету, при возможности определяет
обучающимся одной параллели один набор ресурсов,
обеспечивает учителей и, по возможности, обучающихся необходимым
оборудованием;
1.5. разрабатывает положение о промежуточной аттестации обучающихся при
организации образовательного процесса с применением дистанционных
образовательных технологий;
1.6. информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о
реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе знакомит с
расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового
контроля по учебным дисциплинам, графиком консультаций;
1.7. осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу
с применением дистанционных образовательных технологий, а также учет
результатов образовательного процесса в электронной форме;
1.8. в случае отсутствия условий проведения дистанционных уроков с
применением Интернет-технологий организует доставку учебных материалов и
выполненных домашних заданий с учетом минимизации личных контактов,
например, с использованием школьного транспортного средства или
использования информационно-коммуникационных ресурсов администраций
сельских поселений.
2. Классный руководитель:
2.1. осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу
непосредственно с применением дистанционных образовательных технологий;
2.2. осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения
учащихся для организации образовательного процесса с применением
дистанционных образовательных технологий (наличие компьютера-ноутбукапланшета-телефона с выходом в интернет; электронной почты обучающегося и
родителей; адрес скайпа либо другого ресурса для видео-взаимодействия);
2.3. осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителямипредметниками. Не реже одного раза в два дня (а в 5 - 6 классах ежедневно)
проводит «видео часы общения» (20- 30 минут) с учащимися класса. Определяет
(совместно с психологом) тематику внеурочных мероприятий для формирования
учебной мотивации обучающихся, поддержки и формирования учебной
самостоятельности;
2.4. выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или
аудио рецензий, модерации форумов, устных онлайн консультаций, др.
2.5. объясняет родителям, что при переходе школы на дистанционную форму
обучения возрастает роль участия родителей в процессе образования своих
детей, усиливаются такие функции как:
− создание технических и технологических условий для обучения
обучающегося;
− обеспечение комфортных условий обучения;
− соблюдение расписания уроков;
− соблюдение распорядка дня.
3. Учитель-предметник:
3.1. определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации
дистанционной формы обучения по учебному предмету, планирует свою
педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает простейшие,
нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
3.2. определяет средства коммуникации; социальные сети, почта, чат,
электронный журнал; формат проведения видео уроков – вебинар, скайп, zoom и
т.д.; периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего
задания; перечень учебной литературы, дополнительных источников; способы
организации обратной связи, рефлексии;
3.3. определяет учебный материал для своего учебного предмета, включая
физическую культуру, ИЗО, музыку и т.д. (например, перечни фильмов,
спортивных игр и соревнований, разработка тренировок, творческие работы);
3.4. проводит корректировку рабочих программ. Оформляет лист коррекции
рабочих программ, предусмотрев три блока: аудиторное обучение (как есть по
плану); обучение с применением дистанционных образовательных технологий
(крупные блоки); режим консультаций для обучающихся после выздоровления
посредством укрупнения блоков учебного материала;
3.5. определяет допустимый объём домашних заданий на неделю-две (либо
другой временной интервал, который определяет школа) в дистанционной форме
обучения. Домашние задания рекомендовано укрупнить (один-два раза в неделю
в зависимости от учебного предмета).
3.6. определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих и
проектных работ, организует групповые работы учащихся класса с
дистанционным взаимодействием с подробным описанием технологии:
например, как ученики сканируют, фотографируют и присылают на проверку
выполненные задания; как подключаются к совместной работе в общем
информационном ресурсе и др.;
3.7. определяет длительность урока (нахождение ученика за компьютером),
исходя из возрастной категории обучающихся, соблюдая нормативные
требования (СанПиН):
1-х классов – 10 мин.;
2-5-х классов – 15 мин.;
6-7-х классов – 20 мин.;
8-9-х классов – 25 мин.;
10-11-х классов – 30 мин.
3.8. осуществляет регистрацию на сайте Российской электронной школы или
иных рекомендуемых Министерством просвещения образовательных
платформах; осуществляет привязку своих учеников; осуществляет текущий
контроль успеваемости обучающихся
3.9. определяет формат и регулярность информирования родителей (законных
представителей) о результатах обучения детей с применением дистанционных
образовательных технологий.
3.10. прописывает к каждой теме урока задания для самостоятельной работы
ученика;
3.11. предоставляет обучающимся время для выполнения заданий в соответствии
с расписанием уроков;
3.12. проверяет выполненные задания и ставит оценку;
3.13. независимо от используемых технологий и сервисов, в ходе обучения
учитель для отчета должен собирать цифровой след (фиксацию фактов
деятельности учителя и обучающегося) в различных форматах (скриншоты
чатов; результаты тестирования, опроса, решения задач; эссе, рефераты и другие
проекты).
4. Ответственный за дистанционное обучение в образовательной
организации:
4.1.проводит мониторинг обеспеченности доступа педагогического состава к
персональным компьютерам с выходом в сеть Интернет;
4.2.проводит мониторинг использования участниками образовательного
процесса рекомендуемых Министерством просвещения образовательных
платформ;
4.3.организует работу «горячей линии» по сбору обращений от обучающихся и
педагогов с обязательным анализом их тематики и оперативным принятием мер
по исправлению выявленных проблемных ситуаций;
4.4.на регулярной основе производит контроль размещения педагогами
материала,
методических
рекомендаций,
успешность
выполнения
обучающимися предлагаемых заданий;
4.5.на регулярной основе производит контроль взаимодействия классных
руководителей с обучающимися и родителями с целью выявления и
предотвращения трудностей в обучении, поддержке эмоционального контакта.
V. Заключительные положения.
5.1 Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом
школы и иными локальными нормативными актами Школы.
5.2 Настоящее положение действительно до принятия нового положения.