«Согласовано» Председатель первичной профсоюзной организации «МКОУ «Первомайская СОШ» _________________ Гамзаева А.Р. 23.03.2020 года «Утверждено» Директор МКОУ «Первомайская СОШ» ____________________ Магомедов А.М. Приказ № от 23.03.2020 года. «Согласовано» Председатель общешкольного родительского комитета __________________ / Расулова А.О./ Положение об организации дистанционного обучения, в том числе в период карантина и в активированные дни I. Общие положения. 1.1 Настоящее положение об организации дистанционного обучения, в том числе в период карантина и в активированные дни (далее Положение) разработано с целью установления единых подходов к деятельности МКОУ « Первомайская СОШ» Кизлярского района РД (далее Школа), обеспечения усвоения учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ и регулирует организацию дистанционного обучения , в том числе в период карантина и в активированные дни. 1.2 Настоящее положение является нормативным локальным актом Школы и обязательно к исполнению всеми участниками образовательных отношений. 1.3Положение разработано на основании: - Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 « Об образовании в Российской Федерации»; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 « Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»; -Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005г. №137 « Об использовании дистанционных образовательных технологий; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 "Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" (Зарегистрирован 19.03.2020 № 57788) - Указа Главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 года № 17 «О введении режима повышенной готовности»; -Приказа Министерства образования и науки РД №924-05/20 от 06 апреля 2020 г. «Об организации деятельности образовательных организаций в условиях режима повышенной готовности» 1.4 Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. 1.5 Образовательная деятельность, реализуемая в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий учащихся; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны Школы, а также регулярный систематический контроль и учет знаний учащихся, возможность реализации в комплексе с традиционной формой получения образования. 1.6 Целями дистанционного обучения является : создание условий для непрерывного образования; обеспечение принципиально нового уровня доступности образования при сохранении его качества; введение в процесс учебы новейших образовательных технологий и создание посредством этого современного образовательного пространства; стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой преподавателями. 1.7 Система дистанционного обучения в МКОУ « Первомайская СОШ» предназначена для решения следующих задач: Интеграции научного и образовательного потенциала в рамках единого пространства образовательных ресурсов ; Эффективного использования в образовательном процессе ресурсоемких приложений. 1.8 Дистанционное обучение имеет ряд принципов, которые являются характерными именно для этой формы обучения: Принцип интерактивности. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения ученики и педагоги между собой общаются посредством информационных и телекоммуникационных технологий. II. Организация процесса дистанционного обучения в школе. 2.1 В качестве участников, реализующих основные и (или) дополнительные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего образования выступают педагоги Школы, имеющие объективную потребность в использовании системы электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий, обучающиеся Школы и их родители (законные представители). 2.2 Право на реализацию технологий дистанционного обучения и обучения с использованием электронных ресурсов предоставляется с момента издания приказа по основной деятельности Школы о реализации обучения с использованием электронных ресурсов и дистанционных образовательных технологий. 2.3 Для качественной организации ДО необходимо : ➢ Создание творческой группы педагогов, которые будут отвечать за дистанционное образование в школе. ➢ Обучение этой группы на специальных обучающих семинарах, занятиях , курсах повышения квалификации. ➢ Подготовка базы обучающего материала, который будут использовать школьники в процессе обучения и для самостоятельного закрепления пройденного. ➢ Всестороннее изучение системы дистанционного обучения. ➢ Разработка дистанционных курсов своими силами или привлечение для этого специалистов и педагогов других образовательных учреждений, образовательных платформ. 2.4 Основными элементами системы дистанционного обучения являются: ➢ цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), размещенные на образовательных сайтах; ➢ видеоконференции; ➢ надомное обучение с дистанционной поддержкой; ➢ вебинары ➢ e-mail; ➢ Skype, ➢ WhatsApp, ➢ Zoom ➢ электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; ➢ электронные наглядные пособия; ➢ РЭШ «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/) ➢ «Яндекс.Учебник» (https://education.yandex.ru/home/) ➢ «Я Класс» (https://www.yaklass.ru/) ➢ «Учи.ру» (https://uchi.ru/) ➢ «Мобильное электронное образование» https://edu.mob-edu.ru ➢ Электронное образовательная среда ЭОС «Русское слово» http://russlo-edu.ru/ 2.5 Прием школьников (перевод ) на ДО осуществляется на основании следующих документов: ➢ письменного заявления обучающегося; ➢ письменного заявления родителя (законного представителя) обучающегося; ➢ договора между Школой и родителями (законными представителями) обучающихся; III.Требования к дистанционному обучению в школе. 3.1 Школьник должен быть мотивирован на обучение, для этого важно чтобы цель и задачи обучения были чётко сформулированы. При этом то, что требуется от обучаемого, должно соответствовать его уровню знаний. 3.2 Подготовка ребёнка к ДО. Обучаемый должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением ; базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети интернет, электронной почтой и др.). 3.3 Подача материала должна быть легкой для восприятия. Для этого нужно использовать принципы удобочитаемости. 3.4 Должна быть возможность для обратной связи, в том числе и индивидуальной. 3.5 Важно наличие системы промежуточной оценки обучения, чтобы школьник имел представление о том, хорошо он справляется или нет. IV. Участники образовательного процесса 4.1. Участниками образовательного процесса в системе дистанционного обучения являются обучающиеся, педагогический персонал школы, специалист, родители (законные представители) обучающихся. 4.2. Специалистом является компетентный технический инженер, знающий основы Интернет-технологий, оказывающий помощь в организации учебной работы, доступе школьников к сети Интернет. 4.3. Педагогом (тьютором), работающим в режиме дистанционного обучения, является компетентный специалист в одной из учебных дисциплин, осуществляющий непосредственное ведение обучения с использованием электронных ресурсов и технологий Интернет, способный эффективно организовать взаимодействие участников учебного процесса с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет, осуществляющий непосредственно в Школе учебно-воспитательные и организационные функции. 4.4. Специалист и педагоги обладают всеми правами и социальными гарантиями, предусмотренными для педагогических работников Школы. 4.5. Работа специалиста, педагогов (тьюторов) в системе дистанционного обучения характеризуется наличием установленных норм времени для всех видов учебной и методической работы. 4.6. Выполнение аудиторной работы педагогами (тьюторами) и другими педагогическими работниками в режиме on-line с обучаемым регулируется расписанием учебных занятий. 4.7. Выполнение специалистом, педагогами (тьюторами) и другими педагогическими работниками внеаудиторной работы (согласно их должностным обязанностям) регулируется графиками и планами работы, в том числе и индивидуальными. 4.8. Оплата труда педагогических работников и специалиста осуществляется исходя из общей часовой нагрузки и в соответствии с табелем учета отработанного времени. 4.9. Права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей) определяются Уставом Школы, настоящим Положением и иными предусмотренными Уставом локальными актами. 4.10. Обучающиеся Школы по системе дистанционного обучения имеют все права, предусмотренные Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». 4.11. Обучающиеся Школы по системе дистанционного обучения обязаны выполнять индивидуальный учебный план и проходить текущий контроль в установленные сроки. 4.12. Работники Школы несут ответственность за качество дистанционного обучения школьников и выполнение обязанностей, возложенных на них должностными инструкциями. 4.13. Родители (законные представители) обучающихся и обучающиеся в системе дистанционного обучения, имеют право знакомиться с порядком проведения, содержанием дистанционного обучения и конкретных цифровых образовательных ресурсов, вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в ходе дистанционного обучения. 4.14. Родители (законные представители) обучающихся и обучающиеся в системе дистанционного обучения несут ответственность за обеспечение контроля выполнения ребенком учебного графика и заданий, контроля выполнения рекомендаций по безопасному использованию компьютера и Интернета. 4.15 Должностные обязанности работников школы : 1.Администрация образовательной организации: 1.1. разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности организации дистанционного обучения (Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий), определяющий, в том числе, порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, согласовав указанный локальный акт с соответствующими коллегиальными органами образовательной организации; 1.2. издает приказ о переходе на дистанционное обучение, назначает ответственных за удаленное взаимодействие в условиях организации обучения с помощью дистанционных технологий (например, каждому классному руководителю поручено отвечать за дистанционное обучение в его классе); 1.3. формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждому учебному предмету, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 мин., закрепляет учебные предметы за днями недели, сгруппировав учебный материал крупными блоками (например, литература, история и т.д. могут проводиться дистанционно один раз в неделю, математика, русский язык, английский язык – два-три раза в неделю); 1.4. осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учителя для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий: определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к использованию в учебном процессе, определяет ресурсы для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий по каждой параллели, каждому классу и каждому учебному предмету, при возможности определяет обучающимся одной параллели один набор ресурсов, обеспечивает учителей и, по возможности, обучающихся необходимым оборудованием; 1.5. разрабатывает положение о промежуточной аттестации обучающихся при организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий; 1.6. информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, графиком консультаций; 1.7. осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу с применением дистанционных образовательных технологий, а также учет результатов образовательного процесса в электронной форме; 1.8. в случае отсутствия условий проведения дистанционных уроков с применением Интернет-технологий организует доставку учебных материалов и выполненных домашних заданий с учетом минимизации личных контактов, например, с использованием школьного транспортного средства или использования информационно-коммуникационных ресурсов администраций сельских поселений. 2. Классный руководитель: 2.1. осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу непосредственно с применением дистанционных образовательных технологий; 2.2. осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (наличие компьютера-ноутбукапланшета-телефона с выходом в интернет; электронной почты обучающегося и родителей; адрес скайпа либо другого ресурса для видео-взаимодействия); 2.3. осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителямипредметниками. Не реже одного раза в два дня (а в 5 - 6 классах ежедневно) проводит «видео часы общения» (20- 30 минут) с учащимися класса. Определяет (совместно с психологом) тематику внеурочных мероприятий для формирования учебной мотивации обучающихся, поддержки и формирования учебной самостоятельности; 2.4. выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных онлайн консультаций, др. 2.5. объясняет родителям, что при переходе школы на дистанционную форму обучения возрастает роль участия родителей в процессе образования своих детей, усиливаются такие функции как: − создание технических и технологических условий для обучения обучающегося; − обеспечение комфортных условий обучения; − соблюдение расписания уроков; − соблюдение распорядка дня. 3. Учитель-предметник: 3.1. определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации дистанционной формы обучения по учебному предмету, планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; 3.2. определяет средства коммуникации; социальные сети, почта, чат, электронный журнал; формат проведения видео уроков – вебинар, скайп, zoom и т.д.; периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего задания; перечень учебной литературы, дополнительных источников; способы организации обратной связи, рефлексии; 3.3. определяет учебный материал для своего учебного предмета, включая физическую культуру, ИЗО, музыку и т.д. (например, перечни фильмов, спортивных игр и соревнований, разработка тренировок, творческие работы); 3.4. проводит корректировку рабочих программ. Оформляет лист коррекции рабочих программ, предусмотрев три блока: аудиторное обучение (как есть по плану); обучение с применением дистанционных образовательных технологий (крупные блоки); режим консультаций для обучающихся после выздоровления посредством укрупнения блоков учебного материала; 3.5. определяет допустимый объём домашних заданий на неделю-две (либо другой временной интервал, который определяет школа) в дистанционной форме обучения. Домашние задания рекомендовано укрупнить (один-два раза в неделю в зависимости от учебного предмета). 3.6. определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих и проектных работ, организует групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием с подробным описанием технологии: например, как ученики сканируют, фотографируют и присылают на проверку выполненные задания; как подключаются к совместной работе в общем информационном ресурсе и др.; 3.7. определяет длительность урока (нахождение ученика за компьютером), исходя из возрастной категории обучающихся, соблюдая нормативные требования (СанПиН): 1-х классов – 10 мин.; 2-5-х классов – 15 мин.; 6-7-х классов – 20 мин.; 8-9-х классов – 25 мин.; 10-11-х классов – 30 мин. 3.8. осуществляет регистрацию на сайте Российской электронной школы или иных рекомендуемых Министерством просвещения образовательных платформах; осуществляет привязку своих учеников; осуществляет текущий контроль успеваемости обучающихся 3.9. определяет формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий. 3.10. прописывает к каждой теме урока задания для самостоятельной работы ученика; 3.11. предоставляет обучающимся время для выполнения заданий в соответствии с расписанием уроков; 3.12. проверяет выполненные задания и ставит оценку; 3.13. независимо от используемых технологий и сервисов, в ходе обучения учитель для отчета должен собирать цифровой след (фиксацию фактов деятельности учителя и обучающегося) в различных форматах (скриншоты чатов; результаты тестирования, опроса, решения задач; эссе, рефераты и другие проекты). 4. Ответственный за дистанционное обучение в образовательной организации: 4.1.проводит мониторинг обеспеченности доступа педагогического состава к персональным компьютерам с выходом в сеть Интернет; 4.2.проводит мониторинг использования участниками образовательного процесса рекомендуемых Министерством просвещения образовательных платформ; 4.3.организует работу «горячей линии» по сбору обращений от обучающихся и педагогов с обязательным анализом их тематики и оперативным принятием мер по исправлению выявленных проблемных ситуаций; 4.4.на регулярной основе производит контроль размещения педагогами материала, методических рекомендаций, успешность выполнения обучающимися предлагаемых заданий; 4.5.на регулярной основе производит контроль взаимодействия классных руководителей с обучающимися и родителями с целью выявления и предотвращения трудностей в обучении, поддержке эмоционального контакта. V. Заключительные положения. 5.1 Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом школы и иными локальными нормативными актами Школы. 5.2 Настоящее положение действительно до принятия нового положения.