МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Утверждаю Директор МБУ «ДДТ» Кизлярского района ________Зайнудинова А.Г. Приказ№_______________ «__» __________ 20___ г. Принята на заседании методического совета от «__» ________ 20___ г. Протокол № _________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Лидер» НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНАЯ Уровень программы: базовый Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации: 5 месяцев Составитель (разработчик): Магомедова Анжела Раджабовна, педагог дополнительного образования с. Первомайское Январь 2021 год ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебный (тематический) план 3. Содержание учебного (тематического) плана 4. Организационно-педагогические условия реализации 3 9 10 13 программы 5. Список литературы [Введите текст] 14 [Введите текст] [Введите текст] ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лидер» (далее - Программа) социально - гуманитарной направленности базового уровня способствует развитию коллективной творческой, организаторской деятельности обучающихся, ведущей к формированию у подростков активной жизненной позиции. Актуальность Программы Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл проявление «лидерских» качеств личности. Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, т.к. без воспитания лидерской позиции невозможно существование страны-лидера. Формирование лидеров в обществе - процесс не стихийный, его необходимо организовать и сделать это лучше всего в процессе воспитания и обучения. Очень важно научить обучающихся правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём, помочь им овладеть культурой личности, различными формами эффективной организации и управления, умением общаться и разрешать конфликты, дать им знания, умения и навыки, необходимые для реализации собственной успешности в социуме. Данная Программа актуальна, так как в рамках ее реализации обучающиеся получают навыки эффективного командного взаимодействия, построения взаимоотношений на основе уважения и сотрудничества, возможность проявить себя в решении групповых задач, понять свою роль и место в обществе, сделать осознанный выбор. Новизна Программы основана на комплексном подходе в подготовке обучающихся к овладению набором знаний, умений и навыков, необходимых для реализации собственной успешности в социуме. Кроме того, в Программу включен раздел, посвященный вопросам развития конфликтной компетенции в подростковом возрасте. Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что при ее реализации создаются благоприятные условия для осознания обучающимися своего лидерского потенциала, путей его развития и реализации в рамках личной и общественно полезной деятельности. Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности обучающиеся приобретают конкретные организаторские умения и навыки, необходимые для достижения контактности, решения конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, обсуждений и дискуссий на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техники ведения разговора, спора, умения упорядочить точки зрения, достигнуть согласия и найти решения в группе. Обучающийся имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, почувствовать себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации. Занятия проходят не только в лекционной форме, но и в форме игры или тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для усвоения и восприятия материала. У обучающихся появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, апробировать определенные роли. Программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Школа лидера» (разработчики: Никитина И.А., Кузнецова Е.И., Алборова М.Б., педагоги ГКОУ КШИ № 1 города Москвы, 2018 год). Цель Программы - создать условия для формирования у обучающихся навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных и лидерских качеств. Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач. Задачи Программы Обучающие: • • • • формировать лидерские качества; формировать навыки и умения руководить коллективом; обучать основам психологической и коммуникативной культуры; формировать умения применять на практике, полученные на занятиях знания; формировать способности к рефлексии; • формировать умения видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения. • Развивающие: стимулировать проявление самостоятельности и творчества; • активности, инициативы, • развивать навыки аналитического и критического мышления; • формировать у обучающихся эмоциональную устойчивость в сложных жизненных ситуациях, волю и настойчивость; • формировать у обучающихся грамотную и культурную речь, умение свободно общаться с различной возрастной аудиторией; • развивать у обучающихся навыки работы в группе, команде; • развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся; • формировать умение самокритичного отношения к себе. Воспитательные: мотивировать к социально значимой общественно полезной деятельности; • формировать навыки, необходимые для жизни в демократическом обществе: социальную активность и дисциплину, инициативность, нравственность и трудолюбие. • Категория обучающихся Обучение по Программе ведется в разновозрастных группах, группы комплектуются из обучающихся 12-17 лет. Количество обучающихся в группе 15 человек. Группы формируются из обучающихся подросткового возраста, это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст - самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Сроки реализации Программа рассчитана на 20 недель обучения. Общее количество часов составляет 80 часов. Формы и режим занятий Программа реализуется 4 раза в неделю по 2 часа. Программа включает в себя лекционные и практические занятия (деловые и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, коллективно-творческое дело (КТД), беседы). Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона, развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию. Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения на занятиях») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы («Достоинства и недостатки деятельности детской общественной организации»). Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности. Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (мыслить быстро и выступать аргументированно). Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации. Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой. Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участия в городских и всероссийских конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха». Коллективно-творческое дело (Далее - КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей. Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми. Планируемые результаты освоения Программы По итогам реализации Программы первого года обучающиеся будут знать: • • • • • • • основные качества лидера; структуру органов самоуправления; основы организаторской деятельности; методику работы над коллективно-творческим делом; основы общения; содержание понятия «конфликт» и пути разрешения; структуру и содержание портфолио школьника будут уметь: • • • • • владеть навыками словесного действия; развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия; уметь преодолевать и разрешать конфликтные ситуации; организовывать КТД; составлять портфолио. По итогам реализации Программы второго года обучающиеся будут знать: • • • • • командные роли и основы формирования команды; основы оформительского мастерства; основы публичного выступления; основные этапы создания проекта; методики организации и проведения массовых мероприятий будут уметь: • • • • владеть навыками публичного выступления; работать в команде; владеть основными навыками оформления стенных газет, выставок; создавать и реализовывать социальный проект; • владеть навыками ИКТ; • использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни. Формы контроля и оценочные материалы Для определения результативности освоения Программы в конце учебного года проводится аттестация. Формы проведения аттестации: • • • • • • • тестирование мастер-класс практикум игра проект зачет конкурс СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план на 20 недель обучения № п/п Название раздела/темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации и контроля Первичная 2 1 1 диагностика. Тест 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 2. Формула успеха 5 2 3 3 Организаторская техника лидера 6 2 4 4. Основные приемы формирования команды 5 2 3 5. Школьное самоуправление 10 6 4 Программы деятельности детских общественных Основные идеи методики коллективно - творческой деятельности Психология общения Конфликтная компетентность 11 4 6 2 7 5 5 3 5 2 7 2 6 3 5 2 80 36 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Портфолио лидера Игровое моделирование деятельности Здоровый образ жизни (ЗОЖ) Итоговое занятие. Конкурс «Ученик года» ИТОГО 7 4 2 2 3 5 3 3 44 Текущая диагностика. Тест Текущая диагностика. Деловая игра Текущая диагностика. Практикум Промежуточная аттестация. Мастер-класс Текущая диагностика. Текущая диагностика. Игратренинг Текущая диагностика. Тренинг Текущая диагностика. Тренинг Текущая диагностика. Проект Текущая диагностика. Практикум Текущая диагностика. Тест Итоговая аттестация. Конкурс Содержание учебного (тематического) плана на 20 недель обучения Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Теория. Знакомство с деятельностью объединения, с его целями и задачами, с порядком и планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Первичная диагностика - тестирование. Игры на знакомство («Я самый-самый», «Я - лидер», «Снежный ком»). Раздел 2. Формула успеха Теория. Понятие «лидер», основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер-созидатель, лидерразрушитель, лидер-инициатор, лидер-умелец, деловой лидер, лидерыгенераторы эмоционального настроя. Практика. Практикум «Чемодан лидера». Тест по выявлению лидерских качеств. Работа с результатами теста. Упражнения на развитие лидерских качеств. Составление портрета лидера. Тренинг «Я - лидер». Организаторская техника лидера Теория. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности. Практика. Деловая игра «Выборы». Тест на выявление организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений. Игры на взаимодействие и сплочение. Раздел 4. Основные приемы формирования команды Теория. Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие. Практика. Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Лидерство в детской организации. Практикум «Как вести за собой». Раздел 5. Школьное самоуправление Теория. Самоуправление в детской организации. Устав ученического самоуправления. Структура ученического самоуправления (различные варианты). Функции и полномочия. Органы самоуправления и их обязанности. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. План-сетка. Практика. Разработка своей модели ученического самоуправления, составление план-сетки. Мастер-класс «Детская организация сегодня». Раздел организаций (ДОО) 6. Программы деятельности детских общественных Теория. Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач. Практика. Проект «Программа деятельности ДОО». Разработка собственной программы деятельности. Раздел 7. Основные идеи методики коллективно-творческой деятельности (КТД) Теория. Коллективно-творческое дело. Виды КТД. Стратегия, тактика и технология КТД. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, важнейшее последствие. Формы коллективной рефлексивной деятельности. Практика. Практикум «В копилку лидера». Работа над рольюзаданием, проведение коллективно-творческого дела, разработка своего КТД по стадиям. Игра-тренинг «Мой первый сценарий». Раздел 8. Психология общения Теория. Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки. Практика. Беседа, практическая работа в группах. Игры-поединки. Игры на взаимодействие и сплочение команды. Тренинг «Развитие коммуникативных навыков». Раздел 9. Конфликтная компетентность Теория. Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций, ценностей и т.п. Конфликтный человек. Различные стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления. Практика. Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по конфликтной компетентности подростка. Тренинг «Разрешение конфликтов». Раздел 10. Портфолио лидера Теория. Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс. Практика. Игры на взаимодействие, сплочение. Проект «Подготовка своего портфолио». Раздел 11. Игровое моделирование действительности Теория. Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитии деловых и лидерских качеств у молодежи. Деловая игра как форма жизнедеятельности в детской общественной организации. Практика. Практикум «Игры, в которые мы играем». Раздел 12. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) Теория. Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Формула здоровья. Вредные привычки. Практика. Игры и упражнения на взаимодействие. Тест «Рейтинг» моих вредных привычек». Подвижные игры. Раздел 13. Итоговое занятие. Конкурс «Ученик года» Теория. Подведение итогов за год. Подготовка к участию в конкурсе. Практика. Итоговая аттестация. Школьный конкурс «Ученик года» среди лидеров ДОО. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-технические условия реализации Программы Продуктивность работы во многом зависит от качества материальнотехнического оснащения процесса. Реализация программы по теоретической подготовке проводится в помещении образовательной организации с применением технических средств обучения и материалов: • видеопроектор - 1 шт. • компьютер – 1 шт. • экран - 1 шт. • колонки • видеоматериалы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, используемой при написании программы 1. Алексеев В.О. Философия. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2013. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2004. 3. Анн Л.М. Психологический тренинг с подростками. - Спб: Питер, 2002. 4. Армстронг Т. Ты можешь больше, чем ты думаешь. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2017. 5. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М.: Прогресс, 1990. 6. Вальдшмидт Д. Будь лучшей версией себя. Как обычные люди становятся выдающимися. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2019. 7. Вердебер Р., Вердебер К. Психология общения. - СПб: «Издательский дом Нева», 2003. 8. Евтихов О. Тренинг лидерства. - СПб: Речь, 2012. 9. Жданова О. Интеллектуальный марафон. Развитие познавательного интереса, активности и инициативы. // Школьный психолог. - 2012. - № 7. 10. Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. - СПб: Питер, 1997. 11. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. /Под. ред. С.В. Тетерского. - М.: АРКТИ, 2007. 12. Искусство двигать горы. Три стратегии лидерства. /А. Соколов - М.: Речь, 2010. 13. Кипнис М. Тренинг лидерства. - М.: Ось-89, 2006. 14. Колузаева Н.Г. Организация знаний со школьным активом . //Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 108-122. 15. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психологапрактика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. 16. Кристофер Л., Смит Л. Тренинг лидерства. - СПб: Питер, 2001. 17. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. - СПб: Статут, 2007. 18. Максвелл Джон. Золотые уроки лидерства. - СПб: Попурри, 2010. 19. Молчанов. И. Развитие лидерских качеств. Программа лидерской эффективности: [Электронный ресурс] - М., 2005. URL: http://psyfactor.org/lib/lider3.htm (Дата обращения 24.11.2018). 20. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 21. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Академия образования, 2001. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. - СПб: Речь, 2006. 22. 23. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. /Под. ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2005. Развитие лидерских качеств у подростков: пути развития лидерства: 24. [Электронный ресурс] - М., 2000. URL: http://zhiznivkus.ru/samorazvitie/liderstvo/razvitie-liderskix-kachestv-upodro stkov-puti-razvitiya-lidera.html 25. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. М.: Сфера, 2006. 26. Собкин В.С., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка. //Вопросы Психологии. - 2008. - № 5. 27. Соколов А. Искусство двигать горы. Три стратегии лидерства. - М.: Речь, 2010. 28. Стейнберг Л. Переходный возраст. Не упустить момент. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2017. 29. Трунов Д.Г. Феномен харизматического лидерства. //Философия социальных коммуникаций. - 2009. - № 2. - С. 55-62. 30. Феномен распределенного лидерства: социально-психологическая рефлексия новой ситуации. //Новые в психологии: Сборник статей. /Отв. ред. М.А. Степанова. - М.: Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - С. 48-61. 31. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Сфера, 2002. 32. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2001. 33. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - СПб: Питер, 2003. 34. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. - СПб: Речь, 2007. 35. Шейнов В.П. Психология лидерства, влияния, власти. - СПб: