Министерство образования и науки Республики Дагестан. Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования. «Малая академия наук Республики Дагестан» Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» МР «Кизлярский район» Принято на заседании Методического совета От «____» _______ 2012г. Протокол №1 Утверждаю Директором ДДТ ________ Зайнудинова А.Г. Приказ № ______________ « » _________ 20____г. Образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественно-эстетическое направление декоративно-прикладного творчества «Умелые руки не знают скуки» Уровень программы: базовый Возраст обучающихся: 7-17лет Срок реализации: 2 года Вид программы: адаптированная. Автор составитель: педагог дополнительного образования Кизлярского района Гамзаева А.Р. с. Первомайское 2020-2021 у. г. Направленность образовательной программы– художественно- эстетическая. Вид программы – модифицированная. Вид детского объединения – группа разновозрастная. Возраст детей -7-17 лет. Срок реализации – 2 года. Пояснительная записка Программа "Умелые руки не знают скуки" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, лепка, скульптурнотекстильная техника дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Первый год обучения полностью посвящен бумаг пластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебноисследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками: Айрис-Филдинг ( Iris Folding ) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня Iris Folding применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д. Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Появилась разновидность обрывной аппликации — хандигырим, где используется специальная бумага ручного производства (ханди) корейского производства. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи. Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей могут показать дети. Вышивание «Изо нить» Изо нить, или нитяная графика, – это техника вышивания на твердой основе. Особенностью направления являются необычные переплетения и узоры, которые получаются в результате натягивания нитей в определенной последовательности. Это рукоделие захватывает и позволяет почувствовать себя не только вышивальщицей, но и ткачихой, ведь процесс чем-то напоминает работу на мини-станке. Бисероплетения Техники бисероплетения – это специально разработанные приемы, позволяющие создавать декоративно-прикладные изделия: миниатюры; художественные украшения; сувениры, игрушки, предметы интерьера; аксессуары, бижутерию, элементы одежды. Все техники плетения бисером являются методическими рекомендациями, раскрывающими порядок действий, необходимых для последовательного формирования структурного изображения. Их главная цель заключается в достижении определенного результата – наиболее удобным и понятным способом, с учетом расхода материалов, подбора бисера по цветам, размерам и форме. Фактура, внешняя структура, внешнийвид, как средство художественного выражения. Способ плетения, определяющий невидимую, внутреннююстр уктуру, а значит второстепенную для вида декоративноприкладного искусства — относится технологии . Существуют несколько систематизации техник би серного плетения . Самая ранняя "Автохтонная" или"Этнографическая" не выделяет технику , как основной способ художественного выражения и технологиябисероплетения принима ется за главный систематизирующий признак . Торцевание. Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду Киллинга (бумага верчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом возможно украшать практически любые предметы, например, фоторамки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, вопервых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения. Что же это такое, техника торцевания из бумаги? Давайте познакомимся с ней поближе. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги! О видах рукодельных техник с использованием бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этими благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнем, и жжем, и рвем, и сворачиваем, и закручиваем и размачиваем. А все это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать и в дело применить. Ну а если и не в дело, то уж в удовольствие – точно! Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. Модульное оригами. Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманых в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Данный материал будет полезен в работе воспитателей детского сада, учителей начальных классов и родителей. Предложенные фото продемонстрируют изготовление забавных объёмных фигурок из модульного оригами, разбудят воображение и поднимут настроение. Совместно сделанные поделки можно использовать как в украшении дома, в группе детского сада, так и в детских играх. Модульное оригами – бумажный конструктор. Искусство модульного оригами увлекаются по всему миру .Модульное оригами – то искусство складывания фигур из бумаги. Фигурки, словно бумажный конструктор, складываются из деталей – модулей, что позволяет создавать удивительные вещи разных форм и размеров. Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. Лепка – занятие приятное, полезное и вполне доступное. Сравнительно несложные приемы изготовления поделок из соленого теста, пластилина, глины, пластики делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, воплощать самые интересные и сложные замыслы. В течение года ребята освоят пластилинографию, познакомятся с обратной аппликацией из пластилина, будут работать с соленым тестом, пластикой и холодным фарфором. Пластика – это очень пластичная масса, которая напоминает пластилин. Она содержит в себе особый пластификатор, который испаряется либо на воздухе, либо при нагревании в духовке. В связи с этими свойствами пластика разделяется на два основных вида – на запекаемую и на самоотвердевающую. После процесса полимеризации, материал становится прочным – и это то главное, что отличает пластику от пластилина. Самоотвердевающая пластика становится внешне похожей на гипс или дерево и ее можно обрабатывать инструментом, подходящим для этих материалов. Термопластика (которую запекают) более твердая, и напоминает пластмассу. Готовые изделия, выполненные из пластики, можно раскрашивать применяя акриловые краски, склеивать между собой и с другими материалами. Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи программы: Обучающие: * знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цвет ведения и декоративно-прикладного искусства; * продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; * совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов; * приобретение навыков учебно-исследовательской работы. Воспитательные: * осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; * воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям; * добиться максимальной самостоятельности детского творчества; Развивающие: * пробуждать любознательность в области народного, декоративноприкладного искусства, технической эстетики, архитектуры; * развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; * формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности; * развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; * развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цвет ведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Учебно-тематический план на 2020-2021 учебный год. Дата № Название разделов и тем Количество часов всег теор прак о ия т Раздел I. Введение в декоративно-прикладное искусство. Вводное занятие. История 1 декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике 1 безопасности при работе с инструментами и материалами. Виды бумаги и картона. 1 1 Основы цвет ведения. 1 1 Основы композиции. 1 1 Раздел II. Удивительный мир аппликации. Аппликации из ладошек. 5-6 Просмотр работ в этой технике. 2 Приемы работы. Птицы из «ладошек» 7-8 2 Панно «Лебеди» 9-10 2 Айрис-фолдинг. Просмотр работ 1 11 в этой технике. Приемы работы. Из бумаги. Айрис-фолдинг из осенних 12-17 6 листьев. Торцевание. Просмотр работ в 18 1 этой технике. Приемы работы. Букет цветов. Торцевание 19-25 7 Изо нить. Просмотр работ в этой 26 1 технике. Приемы работ. Вышивка изо нить «Ласточка» 27-28 2 29-30 Вышивка изо нить «Неваляшка» 2 31 Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 2 2 1 6 1 1 1 6 2 2 1 Аппликация обрывная. «Лебедь», «Солнышко.» Коллективная работа «Новогоднее 35-38 настроение» Квиллинг. Просмотр работ в этой 39-40 технике. Приемы работ. Роллы. Освоение приемов. 41-42 Квилинг Панно букет цветов. Квилинг 43-47 Коллективная работа «Нарциссы» 48-52 Раздел III. Модульное оригами. Модульное оригами. Просмотр 53 работ в этой технике. Базовые элементы модульного 54 оригами. Коллективная работа «Пчелка» 55-58 Коллективная работа «Ваза» 59-63 32-34 3 3 4 4 2 1 1 2 2 5 5 5 5 1 1 1 1 4 5 4 5 64-68 Коллективная работа «Жар птица» 5 5 69 Кусу дамы. Просмотр работ в 1 этой технике. Приемы работ. – японские шарики. Базовые формы. Кусу дама «Лилия», 6 «Супер шар» и др. 1 Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес» Бисерное плетение. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. Рамешки, Розы Букет цветов Мягкой игрушки. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. 1 1 1 1 87-91 Изготовление мягкой игрушки. 5 5 92-97 Картины из ниток 6 6 98-102 Папье-маше 5 70-75 76 77 78-85 86 6 8 1 8 1 1 4 103-108 1 всего Пластилиновая живопись 6 1 108 17 5 91 группа 108 Результативность Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения: * познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества; * познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения; * овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; * научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); * научатся работать нужными инструментами и приспособлениями; * познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование). * научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях. Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития. В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения: * расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение; * продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством; * научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из пластилина, соленого теста, пластики, холодного фарфора (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль); * научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов; * научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве. Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в школьных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка “Мастерская чудес”. Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка, призванная показать достижения детей за год. Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение образовательной программы “Мастерская чудес” включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7–14 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебновоспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на: Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка); Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии); Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами). При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий. Условия реализации программы. Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. Для успешной реализации программы необходимо материальнотехническое обеспечение: - бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, бумага для акварели, цветные блоки для записей (форма квадрат), альбомы для эскизов, пастель сухая, карандаши, краски, фломастеры, мука, соль мелкая, пластика, пластилин, клей ПВА, клей Момент – Кристалл, клей-карандаш, синтепон, проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, капроновые нитки, английские булавки, ножницы, изолента, иглы длинные, духовой шкаф, мультимедиа для просмотра презентаций. Литература 1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил. 2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил. 3. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил. 4. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил. 5. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил. 6. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил. 7. Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил. 8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил. 9. Харти-Дэвиа Г. Керамическая флористика. – СПб.: ФЛОЭ-арт, 2007. – 203с., ил. 10. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил. 11. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил. Учебно-тематический план на 2020-2021 учебный год. Дата № Название разделов и тем Количество часов всего теор практ ия Раздел I. Введение в декоративно-прикладное искусство. Вводное занятие. История 1 декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике 1 безопасности при работе с инструментами и материалами. Виды бумаги и картона. 2 1 1 1 3 Основы цветоведения. 1 0,5 0,5 4 Основы композиции. 1 0,5 0,5 Раздел II. Удивительный мир аппликации. Аппликации из ладошек. 5-6 Просмотр работ в этой технике. 2 Приемы работы. Птицы из «ладошек» «Солнышко» 2 7-8 9-10 Панно «Жар птица» 2 11 Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. Из бумаги. Айрис-фолдинг из осенних листьев. «Розы» 1 12-16 5 2 2 2 1 5 17 Торцевание. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. 1 18-25 «Веселая поляна». Торцевание 8 26 Изо нить. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. 1 27-28 Вышивка изо нить «Самолёт» 2 2 29-30 Вышивка изгнить «Нарцисс» 2 2 Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. 32-37 Аппликация обрывная. «Водопад», «Солнышко.» 38-43 Коллективная работа «Новогодние украшения» 31 44 45-50 51-55 1 8 1 1 6 6 6 6 Квиллинг. Просмотр работ в этой 1 технике. Приемы работ. Панно ажурный веер Квилинг 6 Панно букет цветов. Квилинг 5 Раздел III. Модульное оригами. Модульное оригами. Просмотр 56 работ в этой технике. 57-60 «Кролик», «Снеговик» 61-66 Коллективная работа «Волшебная ваза» 1 1 1 6 5 1 4 6 4 6 67-70 Коллективная работа «Шкатулка» 4 4 71-72 Коллективная работа «Лебедь» 2 2 73 кусаемы. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. – 1 1 74-77 78 79 80-85 японские шарики. Базовые формы. Кусу дама «Волшебные шары» и 4 др. Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес» Бисерное плетение. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ. Животные 1 1 1 6 6 Мягкой игрушки. Просмотр работ 1 в этой технике. Приемы работ. 87-91 «Зайчик». 5 92-97 Картины из ниток «Горный пейзаж», «Космос» 6 1 5 3 1 2 8 1 7 108 16 92 101108 всего 1 86 98-100 Папье-маше 2 4 Пластилиновая живопись группа 108 1 5